От Глеб Бараев Ответить на сообщение
К Глеб Бараев Ответить по почте
Дата 27.03.2004 21:34:19 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Ботвинник предлагает план мировой революции

из того же источника

24 мая 1954 г. М.М.Ботвинник передал секретарю ЦК КПСС П.Н.Поспелову письмо со своими соображениями по поводу организации социалистической революции на Западе без третьей мировой войны. Михаил Моисеевич опасался, что в погоне за мировой революцией может вспыхнуть третья мировая война с атомными бомбардировками. Письмо, по словам самого Ботвинника, было написано от руки, чтобы не было повода "пришить" сообщников.
Сегодня кажется удивительным, что человек столь высокого аналитического ума мог искренне верить коммунистической пропаганде. Если Лев Ландау понял, что Ленин и созданная им система, в действительности, фашистские, то Ботвиннику этого не было дано понять. Поэтому советский шахматист номер один, вдохновленный ярмом, которое надел СССР на страны восточной Европы, вначале своего письма расписывается в верности заветам Ленина и понимании идей современности нового вождя Маленкова:
"Товарищ Г.М.Маленков выразил чувства всех советских людей - и не только советских, - когда сказал, что "да будет священным для всех нас желание народа не допустить пролития крови миллионов людей... Все стало азбучной истиной после работы В.И.Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма". Для обоснования своих предложений Ботвинник ссылается на недостатки, по его мнению, в программах зарубежных компартий:
"Если напомнить, что программа (английской компартии - В.С.) провозглашает также аннулирование всех акций, а мелких держателей акций в Англии немало, (Ленин в свое время ссылался на заявление Сименса в Рейхстаге в 1900 г. о том, что "акция в 1 фунт стерлингов есть основа британского империализма"), и что вообще программа не уточняет различия между крупным и мелким собственниками, то следует ли удивляться, что промежуточные
слои в Великобритании по-прежнему с недоверием относятся к компартии и отдают свои голоса консерваторам и лейбористам?" Похоже что, Михаил Моисеевич оценивал программу английских коммунистов, как бездарную и невежественную. И невдомек было великому шахматисту, что программы коммунистических партий Запада писались под диктовку Москвы, которая содержала эти компартии, а потому держала их на коротком поводке и учила их как "жить" в их странах по советски, то бишь по дурацки.
Вдобавок Ботвинник напомнил секретарю ЦК слова Энгельса о том, что "Чем больше крестьян, которым мы не дадим опуститься до пролетариев и которых мы привлечем на свою сторону еще крестьянами, тем быстрее и легче совершиться общественное преобразование...
Материальные жертвы, которые придется принести в этом смысле, в интересах крестьян из общественных интересов, с точки зрения капиталистической экономики могут оказаться выброшенными деньгами, а между тем, это - прекрасное употребление капитала, потому, что они сберегут, может быть в десять раз большие суммы при расходах на общественное преобразование в его целом. В этом смысле мы можем, и следовательно, быть щедрыми по отношению к крестьянам."
Иш ты, энгельсист несчастный, подумал, наверное, Поспелов. А Ботвинник начитавшись своего Маркса, "оборзел" и еще похлестче секретарю ЦК совет дает: "К.Маркс различает две части прибавочной стоимости: 1) Доход, который идет на удовлетворение личных потребностей собственников, и 2) ту часть прибавочной стоимости, которая капитализируется, поступает в общественное хозяйство.
Так не следует ли первую часть, доход "мелких собственников", т.е. ту сумму предметов потребления, которую они поглощают, гарантировать им?" Ох ты, гарантировать! Умен был Моисеич, а не понял, что вся политэкономия большевизма сводилась к двум основным принципам: твое - мое и мое - мое. Что же тут гарантировать? А Ботвинник еще советует и советует, как советский человек, разумеется - ему, видите ли, мир нужен:
"Более того, кажется полезным гарантировать увеличение со временем этой суммы (на удовлетворение личных потребностей - В.С.) как со снижением военных расходов, так и с ростом национального дохода (например, на 1 % с уменьшением военных расходов на каждые 10 % и на 5 % на каждое удвоение национального дохода на душу населения) - вот тогда эти промежуточные слои пойдут за рабочим классом, пойдут за компартией, тогда монополисты будут изолированы."
Эх, Михаил Моисеевич, нашли же Вы кого учить, ради кого "права качать"! Чемпион мира, а не смог догадаться, что советским вождям нужны были лишь нищие, обобранные и бесправные сограждане, которым для счастья достаточно было подбросить обглоданную кость. Ботвинник верит статьям в "Правде" о том, что в капстранах, в отличии от СССР, рабочих жестоко эксплуатируют и сообщает об этом Поспелову: "Звериное лицо империализма смотрит в сторону колоний и полуколоний.
Награбленные там средства империалисты используют для подкармливания своих народов, обеспечивая себе тем самым ... "цивилизованное лицо", обращенное к народам метрополий. (Для иллюстрации можно привести цифры, не так давно опубликованные в "Правде"...)". Хоть и был Ботвинник великим шахматистом, а почему относился с абсолютным доверием к данным опубликованным в абсолютно лживой газете до сих пор не понять.
И вот, эти гадкие империалисты, по мнению зрелого коммуниста Ботвинника, имеют план-минимум по которому опутали весь мир военными базами и согнали во всякие блоки народы "своих" стран и "ненадежные, с точки зрения революции, народы." План-максимум империалистов, полагает истинный коммунист, "...состоит в том, чтобы в благоприятный момент...напасть на лагерь социализма". А поэтому, следует изолировать империалистов. Как?
И умный технарь, но бесхитростный политик Ботвинник в конце письма дает секретарю ЦК КПСС товарищу Поспелову еще один то ли совет, то ли вопль души : "Мне кажется, что если гарантировать ( в странах Запада) мелкой буржуазии сохранение 100 % дохода после революции, а крупной буржуазии некоторую долю дохода, то можно изолировать монополистов от народа, избавить человечество от атомной катастрофы и создать условия для скорой социалистической революции на Западе."
Можно только догадываться как переживали ЦКисты предложение Ботвинника вынуть у них изо рта то, что они считали своим. Сегодня мы поражаемся политической наивности великого шахматиста. Но это наивность порядочного человека, а не рвача. Тем более, что с 1939 года "верные сталинцы" из высшего окружения Сталина знали из уст "самого", что о мирном демократическом пути к власти в странах Запада коммунисты этих стран не могут даже и мечтать, так как никому на Западе они не нужны.
Как и следовало ожидать Ботвинник оказался Поспелову не товарищ, а пацан. На крик неопытной в политике души Ботвинника Поспелов дал ответ 19 июня 1954 г. в виде резолюции: "Заметки" М.Ботвинника представляют интерес как проявление буржуазной идеологии лейбористского типа и боязни капиталистического окружения. Полагаю, что следует вызвать М.Ботвинника в Отдел пропаганды и разъяснить ему антимарксистский характер его заметок.
Если же он будет настаивать на своих некоммунистических взглядах, то он не может, мне кажется, оставаться членом партии." Делопроизводством ЦК КПСС зарегистрировано, что экземпляр записки Поспелова "об ошибках Ботвинника" в связи с его письмом на тему "Возможна ли социалистическая революция на Западе?" и само письмо Ботвинника поступили 19 июня 1954 г. Первому секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву и секретарю ЦК КПСС М.А.Суслову. "Мальчишку" от большой политики вызвали в Отдел пропаганды и пропесочили.
В итоге, Ботвинник написал покаянное письмо Поспелову 27 декабря 1954 г., где божился, что он не презренный лейборист, а "Я - за революцию... я - за то, чтобы вырвать у монополистов экономическую и политическую власть..." Но, тем не менее, наш настырный коммунист и чемпион умудрился чуть ранее, в начале декабря, отправить письмо с аналогичными предложениями Маленкову.
Высшие кадры в руководстве страны того времени были заняты межличностной грызней за власть и им было не до "незрелого" коммуниста Ботвинника. Поэтому Поспелов ограничил наказание Ботвиннику тем, что заставил чемпиона выслушать опытных пропагандистов. Михаил Моисеевич после "пропесочивания" в отделе пропаганды ЦК, видимо, понял, что с дураками и мерзавцами не следует связываться и больше в политику не совался. Но его автографы с наставлениями и извинениями Поспелову сохранились для истории в Центральном хранилище современной документации, фонд 5, опись 30, дело 81.