|
От
|
Said Aminov
|
|
К
|
Ф.А.Ф
|
|
Дата
|
24.03.2004 14:21:11
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
«Куроедов должен застрелиться»
Уважаемые коллеги!
Газета.Ру
23.03.2004
«Куроедов должен застрелиться»
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
– Руслан Николаевич, с чем связано такое резкое выступление главкома Владимира Куроедова?
– У этой проблемы есть два аспекта. Один – чисто флотский. Ни для кого не секрет, что флот вместе со всем Советским Союзом пережил национальную катастрофу: потерял одну базу и треть своего списочного состава. Единственный авианосец не работает и выходит на учения, как это сейчас было, на тросах. У «Петра Великого» давно были проблемы с энергетической установкой, которая не давала полной мощности, потому что ее обслуживали срочники. Это текущие проблемы, как у нас в Москве дороги при всем Лужкове не очень хорошие. В последние три-четыре года эти проблемы стали решаться, поскольку улучшается общая ситуация в стране: высокие цены на нефть, растет военный бюджет. А флот всегда финансировался лучше всех. Поэтому, скажем так, последние четыре года, а особенно последний год ситуация объективно стала лучше, чем была раньше. Просто раньше не было испытаний, не стреляли и так далее. А сейчас стало все выясняться. То есть существуют проблемы с обслуживанием, но они плановые.
А есть еще ситуация с назначением Куроедова, которому в этом году исполняется 60 лет – предельный срок для военнослужащего. И дальше ты можешь служить, только если тебе продлевают контракт. Его могут продлить на год, на три, но бессрочно его продлить нельзя. Подписывает это президент или, в отдельных случаях, премьер-министр. Куроедов сделал практически все, чтобы ему продлили контракт еще на год, но после неудачи на учениях стали рассматриваться другие кандидаты. Он прознал про это и начал топить все живое, что может заменить его на этом посту. В том числе не гнушается вот такими заявлениями. Я не очень большой патриот флота и даже скорее его противник, но когда главком делает абсолютно дебильное заявление о том, что вот сейчас корабль взлетит… Ведь его ядерно-энергетическая установка – это не атомная бомба. Она не взлетит. Она может тихо умереть, у нее там балансировки, но ничего на воздух не взлетит. И когда он делает такие заявления, это означает, что он либо идиот и некомпетентен, либо делает это умышленно с какой-то целью. Куроедов последние четыре года командует флотом, на котором может что-то взлететь, но виноват в этом почему-то командир корабля Касатонов. То есть я думаю, что это связано с тем, что он топит аппаратных конкурентов, которые сейчас могут всплыть.
Дело в том, что традиционно, когда правительство уходит в отставку и министр обороны становится и. о., все командующие флотами, родами, видами войск, управлениями, все пишут рапорт: «Прошу освободить от занимаемой должности». Потом этот рапорт удовлетворяется или нет, и им предлагают служить. То есть вполне возможно, что Куроедов этот рапорт написал, зная, что у него все хорошо и для него это процедура, а потом этот рапорт стал крючком. Но если до этого я говорил достаточно ответственно, то сейчас я вступаю в область догадок. Соответственно, видимо, кто-то там начал баллотироваться и кого-то там начали рассматривать. А до этого он был безальтернативен. И поэтому Куроедов предпринимает вот такое мероприятие и дает пресс-конференцию, где, невзирая на личности, все критикует. А про «взлетит на воздух» – это, я уверен, просто лажа, недостойная офицера.
– А приказ снять с «Петра Великого» вымпел?
– Тоже дешевый пятикопеечный пиар. Тогда Куроедов должен был застрелиться на пресс-конференции: снять вымпел, причесаться и на глазах у публики пустить себе пулю в лоб.
– Но какие-то технические претензии к «Петру Великому» ведь были раньше?
– Флот – вещь очень дорогая, особенно если он может осуществлять проекцию силы, то есть не просто плавать в ста километрах от берега, охранять береговую линию и гонять чужих рыбаков, а взять куда-нибудь поплыть, показать флаг, погрозить ракетами, пострелять. Это очень дорогое удовольствие. И совершенно очевидно, что нам, по крайней мере до недавнего времени, это было не по карману, поэтому надо было, видимо, пожертвовать частью кораблей, а часть сохранить. Пытались сохранить все – и все пришло в ужасное состояние. У железа существует какой-то запас прочности, но и оно стареет. Отчасти Куроедов попал на то время, когда финансирование уже улучшалось, и, соответственно, перед флотом стали ставиться какие-то задачи. Стало выясняться, что проблемы есть. Вместо того чтобы сказать: ну да, проблемы есть, будем работать, – он наврал сначала, что пуски должны были быть условными, хотя везде было черным по белому написано, что президент будет за ними наблюдать. То есть Куроедов, по-видимому, очень слабый человек и не совсем соответствует своему служебному положению
– А за те пару месяцев, на которые «Петр Великий» поставлен к причалу, на нем можно что-то исправить?
– Сделать со всем можно что-то: пригнать на балтийский завод и что-то там подкрутить. Но основная проблема в том, что у нас флот обслуживают срочники. Кто у нас идет в армию? Тот, кто не может откосить. И они туда своими грязными руками лезут… Вот возьмем атомный ледокол «Ленин», который сдали в 1959 году Министерству транспорта и который сорок лет занимался проводками караванов по Северному морскому пути, потому что там профессиональные гражданские лица, получающие нормальную зарплату, которая есть у всех, кто возле ядерной установки. И там никто не кричал, что он три раза свой режим превысил и сейчас взорвется. А новый корабль, значит, как говорит Куроедов, сейчас взорвется. А это просто руки у людей заточены под конус, а там, где были совесть и честность, там выросли уши.
С уважением, Вестник ПВО ( http://pvo.guns.ru , http://www.pvo.ru )