От Одессит Ответить на сообщение
К Игорь Куртуков Ответить по почте
Дата 19.03.2004 23:24:57 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; Версия для печати

Ре: Вопрос про...

Добрый день

Очень жесткие параметры Вы задали: только штатные офицеры-нелегалы, только прямой имущественный ущерб. Поскольку определить политический практически не представляется возможным. Попробую исключительно межвоенный период и исключительно советских нелегалов. Навскидку:

1. Нелегальная резидентура ИНО в Германии в середине 20-х – начале 30-х годов.Добыванием немецких промышленных и экономических секретов руководил А. М. Орлов, позже работу по линии НТР возглавил Г. Б. Овакимян. “Союз германских промышленников” вынужден был создать специальное общественное Бюро по борьбе с промышленным шпионажем. По его оценке, вероятно, весьма заниженной, к 1930 году ежегодный ущерб от этого вида деятельности иностранных спецслужб составил 800 тысяч марок. Аналогичное подразделение, но уже государственное, создала и берлинская полиция. История этого вопроса изобилует эпизодами провалов агентов, а о количестве оставшихся нерасшифрованными можно лишь догадываться. В 1926 году 20 сотрудников химического концерна “И. Г. Фарбен” были осуждены на различные сроки тюремного заключения от 3 до 12 месяцев за похищение промышленных секретов и переманивание на работу в СССР технологов и квалифицированных рабочих. Объем их нелегальной работы был столь велик, что ее пришлось выполнять силами двух параллельных групп, возглавлявшихся Альбертом Кнепфле и Георгом Херлоффом. Германская химическая промышленность особенно интересовала СССР, поэтому многие ставшие достоянием общественности случаи шпионажа касались именно этой области. Агентурному проникновению подверглись химические заводы и лаборатории в Биттерфельде, Ройтваме и Эберфельде, а также некоторые другие предприятия отрасли. В 1931 году обстановка в концерне “И. Г. Фарбен” вновь привлекла внимание полиции и контрразведки. Эрик Штеффен и Карл Динстбах были расшифрованы как руководители многочисленной агентурной сети из инженеров и рабочих концерна, большинство из которых были осуждены на состоявшемся в апреле судебном процессе. На этот раз процесс вызвал сильный резонанс и повлек издание президентского декрета “О защите национальной экономики”, ужесточившего наказание за промышленный шпионаж до трех лет тюремного заключения, а в случаях работы на иностранную организацию – до пяти. Всю эту работу организовывали именно офицеры-нелегалы.
2. Советские нелегальные резидентуры в Италии появились несколько ранее. В 1920 году нелегальную точку в Риме открыл Коминтерн, в 1921 году – Разведупр. Резидентом военной разведки был Я. М. Фишман, руководивший также группами в Милане, Неаполе и Генуе. Основным направлением работы его аппарата являлась военно-техническая разведка, которая осуществлялась весьма удачно, вплоть до добывания и переправки в СССР в дипломатической почте натурных образцов вооружения. В ноябре 1921 года была сделана попытка нелегально перегнать в Советский Союз два бомбардировщика фирмы “Капрони”, однако один из них потерпел аварию, а второй при вынужденной посадке захватила полиция, и возникший скандал заставил Фишмана срочно скрыться. Вообще же военная разведка наиболее успешно добывала в Италии данные по авиации, а также использовала страну в качестве базы для работы по Балканам, Турции, Франции и Швейцарии. В 1930 году в Милане была организована дополнительная нелегальная точка для ведения военно-технической разведки. Ее руководителем был назначен известный советский военный разведчик Л. Е. Маневич (“Этьен”), под именем австрийского предпринимателя Конрада Кертнера осуществлявший свою деятельность под прикрытия созданного им в Вене международного патентного бюро “Эврика”.
3. Масса диверсионной работы нелегальных резидентур ИНО и Региструпра/Разведупра в Польше в 20-е годы.
4. Нелегальный резидент Теодор Малли создал, который в Великобритании в Вулвичском арсенале сеть агентов, целиком специализировавшуюся по линии научно-технической разведки во главе с членом ЦК компартии Великобритании Перси Глэдингом (“Гот”). Позднее он передал ее на связь Е. П. Мицкевичу (“Анатолий”). Источники в самом арсенале, в фирмах “Армстронг” и “Фарст-Браун” добывали материалы по испытаниям оружия и боеприпасов, производству бронетанковой техники, артиллерии, стрелкового оружия и броневой стали.
5. Нелегальный резидент Разведупра Я. П. Черняк, бывший руководитель одного из берлинских районных комитетов компартии Германии. С 1933 года он стал работать на военную разведку СССР, год спустя уже руководил группой агентов, а в дальнейшем много перемещался по всей Европе и для приобретения источников информации использовал свои давние партийные каналы. В течение 10 лет он руководил нелегальной резидентурой и лично произвел 24 вербовки. Источники Черняка в основном специализировались по линии научно-технической разведки в Европе, в частности, по оружию и электронике.
6. Нелегальная резидентура Я. И. Серебрянского во Франции – масса диверсий против судов с грузами для франкистов, угон 12 боевых самолетов “Девуатин” в Испанию.
7. Масса работы по шифрам Быстролетова.

С уважением