Вот одна из типичных заметок (начала 1941 года) на эту тему:
Вот почему военные специалисты додумались загнать самолеты... под землю. Там уж они будут в полной безопасности от воздушного врага. Подземный ангар трудно найти с самолета; аэробомбы не могут причинить ему большого вреда.
Во многих государствах имеются уже десятки аэродромов, на которых самолеты хранятся глубоко под землей. Такие аэродромы обходятся очень дорого: спуск самолетов под землю и подъем их наверх производятся с помощью особых механизмов. Только в некоторых случаях подземные ангары устраиваются неглубоко, и тогда самолеты могут самостоятельно выезжать, а то и просто вылетать из-под земли.
То, о чем ты говоришь, предполагалось (и, естественно, не было обнаружено) на иранском аэродроме Ардебиль - подземные ангары с плоскими воротами и возможностью запуска моторов в ангарах.
Вопро, в сущности, вот какой - насколько часто встречались такие сооружения, как перекрытые бетонированные капониры, они же, но с возможностью старта из них по наземной ВПП, и существовали ли, хотя бы в единичных случаях, "действительно подземные"(подскальные) базы с подъемниками и т.д. ?