От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.07.2000 01:19:38 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Криптографы в отсутствие любви и смерти

Январь 1999

Криптографы в отсутствие любви и смерти

Алексей Волчков

Финансовый кризис, обрушившийся на Россию в конце лета, привел к массовому сокращению как управленцев, так и технических специалистов. В особенности это коснулось компаний, действующих в финансовой сфере. Согласно опросам, проведенным среди руководителей предприятий и сотрудников служб по найму персонала, на рынке труда сейчас особым спросом пользуются специалисты, способные к многоплановой деятельности, в отличие от узких специалистов, освоивших только специфические виды деятельности. Одной из таких узких специализаций является криптография -- наука о защите информации.

Государевы слуги

- Товарищ генерал, Ваше приказание выполнено!
- А я ничего не приказывал.
- А мы ничего и не делали.
Анекдот

Большинство криптографов работало (и работает) на Федеральное агентство правительственной связи и информации, научный потенциал которого, несмотря на события последних лет и особенно месяцев, остается на высоком уровне. С ФАПСИ связаны и различные НИИ, НПО, где тоже есть квалифицированные кадры. До последнего времени агентство было привлекательным местом работы для молодых людей, желающих приобрести неплохую квалификацию, небольшую, но твердую заработную плату и гарантированную защиту от службы в армии. Уверенно чувствовали себя и ветераны, чей выход на пенсию сопровождался выплатой солидного денежного вознаграждения и большим, нежели у гражданских пенсионеров, денежным содержанием.

Тем не менее автор в своих статьях неоднократно подчеркивал, что ФАПСИ неуклонно движется к жесточайшему кризису, обусловленному техническим бессилием отечественных производителей и бездарной, временщической политикой его руководства.

За последнее время контора, проев огромные бюджетные деньги, так ни разу и не порадовала налогоплательщиков каким-либо завершенным проектом, не говоря уже о технических или программных решениях, пригодных к эксплуатации в современных информационных системах. И это несмотря на то что в конце 1995 -- начале 1996 г. агентство имело реальный шанс выйти на рынок с конкурентоспособными разработками.

Одной из причин, приведших к стагнации ФАПСИ как научно-технической организации, явилась кадровая политика.

Попробуем создать портреты сотрудников агентства, работающих в «реальном», как модно сейчас говорить, секторе. Наиболее типичны два.

Первый. Возраст 30--35 лет, звание майор или капитан, хорошо владеет компьютером, имеет неявно выраженную специализацию, полное денежное содержание 2000--2500 руб., реально получает 1200--1500, задержка выплаты 2--3 месяца.

Второй. Возраст 45--50 лет, звание подполковник, узкий специалист в одном из направлений, умеет работать на компьютере, полное денежное содержание 3500--4500 руб., реально получает 2000--2500, задержка выплаты 2--3 месяца.

И те и другие в частных беседах подтверждают как желание заниматься делом, так и отсутствие какой-либо осмысленной работы (что, безусловно, не отражает мнения руководства; неадекватна и реакция начальства на сложившуюся ситуацию - «ударить дисциплиной по кризису»).

За редким исключением сотрудники ведомства не отказываются от дополнительного заработка, не ввязываясь при этом в авантюры. Многие работают из любви к искусству и в целях сохранения квалификации. Большинство из первой категории готовы перейти на работу, близкую к современным информационным технологиям, со стабильной зарплатой от 300 долл. Основная трудность заключается в том, что процесс увольнения займет не менее 5--6 месяцев. Однако пока не требуется формальный переход на новую работу, сотрудники пребывают в состоянии оптимального резерва для найма квалифицированных специалистов.

Представители старшего поколения несколько более инертны, но могут стать неоценимыми организаторами или квалифицированными консультантами служб информационной безопасности. В любом случае только единицы продемонстрируют «верность конторе и идее» и откажутся от некриминального заработка. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Майор А., высококвалифицированный специалист по современным распределенным базам данных -- разрабатывает системы управления для телекоммуникационных компаний.
Майор К., специалист по архитектуре микропроцессоров -- под маркой одной из коммерческих фирм создает высокоэффективное программное обеспечение для скоростных систем обработки информации.
Капитан А., программист - работает «в черную» на четыре различных компании.
Майор Д., эксперт по организационным вопросам эксплуатации сетей секретной связи - курирует экономическую сторону проектов некой торговой компании.
Майор Г., оператор спецтехники - сотрудник транспортного отдела торговой компании.
И дальше в том же духе.

Если в ближайшее время не принять экстренных мер, неизбежен отток работоспособных специалистов -- последнего, что у ФАПСИ осталось -- и резкое падение научного потенциала агентства.


Государевы слуги

Вот такая загогулина,
понимашь...
Президент

Несмотря на «охоту на ведьм», развернутую в ФАПСИ, там есть и специалисты, которые сотрудничают с коммерческими организациями именно в области защиты информации, а не растрачивают свой потенциал в областях, не связанных со специальностью. Именно они представляют особый интерес для потенциального работодателя. При этом не следует считать, что речь идет о продаже государственной тайны: открытой криптографии хватит на всех, тем более что есть несколько фирм, специализирующихся именно на системах защиты информации.

Эти люди, как ни парадоксально, не только не наносят ФАПСИ вред, но и приносят пользу. Коммерческие организации имеют куда больше финансовых средств на специальную литературу, информационное и программное обеспечение и зачастую снабжают своих партнеров современной техникой, а те используют полученные знания и технику для выполнения тех немногих работ, которые еще ведутся в агентстве.

Сидящие на двух стульях специалисты -- наиболее квалифицированные кадры агентства, которые имеют возможность постоянно совершенствоваться на практике и обладают доступом к современным технологиям, технике и, как следствие, знанием потребностей рынка. Таких специалистов ФАПСИ любит меньше всего, но реально может лишь пригрозить им увольнением (что не так уж и страшно). Этой наиболее жизнеспособной части государственных криптографов дополнительная работа по специальности позволяет не только не терять квалификации, но и не скатиться за черту бедности.

Коммерсанты не дают умереть государственным специалистам, для спасения которых руководство агентства ничего не предпринимает. Вот такая, понимаешь, загогулина получается, господа генералы (для тех, кто не в курсе, поясню: эти исторические слова Президент произнес, когда находился в кадре одновременно с начальником одного из управлений ФАПСИ г-ном Алферовым).


Коммерсанты

Дело есть у нас
в самый жуткий час...
Песня про зайцев

Специалисты по защите информации, работающие в коммерческих организациях, наверное, менее всего пострадали от экономического кризиса. Те из них, кто работал в финансовых или торговых компаниях, а также в банках, в основном сохранили свои рабочие места. Это связано прежде всего с тем, что таких специалистов немного -- не более одного-двух человек даже в крупной компании, поскольку за редким исключением «здравомыслящие» коммерсанты до сих пор экономят на защите информации. Конечно, некоторые криптографы оказались на улице, когда их место работы просто перестало существовать. Однако опыт практической работы и достаточно редкая квалификация (сотрудники так называемых первых отделов, выискивающие жучков и рождающие горы бумаги, здесь не в счет) все-таки позволяют потерявшим работу найти применение столь нераспространенным знаниям с минимальными потерями в заработной плате. Как ни странно, никто из коммерсантов особой любви к криптоспециалистам не испытывает, поскольку защита информации требует дополнительных финансовых вливаний, а реальную прибыль посчитать практически невозможно (это прибыль за счет сокращения рисков). Тем не менее с необходимостью иметь такого специалиста в штате все же мирятся. Правда, ощущение уникальности и надежды на дальнейший рост заработной платы криптографы, работающие в коммерческих фирмах, могут утратить. Кризис обострил существующие финансовые проблемы в ФАПСИ (отчасти объясняющиеся приверженностью агентства к крупным проектам-заказам), и многие ведомственные криптоспециалисты станут активнее искать работу за пределами агентства, отбивая хлеб у своих коллег.

А что происходит в фирмах, занимающихся непосредственно защитой информации? Интерес к системам защиты со стороны мелких и средних предпринимателей на недавно проведенных выставках был явно повышенным. Менеджеры малых и средних фирм не стремятся приобретать «глобальные» решения, предлагаемые ФАПСИ, в основном из-за нежелания иметь дело с госорганизацией. Полагаю, не надо объяснять, что бизнесмены собираются защищать внутреннюю финансовую информацию фирмы собственно не от конкурентов, а от государства в лице налоговой полиции (юридические вопросы оставим пока в стороне). Таким образом, у криптографических фирм, занимающихся разработкой систем защиты и их внедрением, просто сменился заказчик, вместо крупных финансовых воротил, готовых платить солидные деньги, появился мелкий бизнесмен, но зато в большом количестве.

Как ни странно, кризис подстегнул выжившие банки к внедрению системы типа «клиент--банк», к которым и должны прилагаться средства защиты информации. В банке гораздо выгоднее иметь одну-двух операционисток, которые будут обслуживать электронные платежи, нежели несколько десятков, принимающих бумажные платежки. Единовременные вложения в новые технологии позволяют существенно сократить обслуживающий персонал.

Естественно, что внедрение подобных систем не одобряют:

ФАПСИ -- поскольку, хотя и предусмотрена возможность встраивания криптосредств, сертифицированных ФАПСИ, в систему «клиент--банк», немногие отваживаются устанавливать их: большинство предпочитают крипторешения частных разработчиков;

мелкие коммерсанты -- из-за необходимости крупных, пусть и единовременных денежных трат;

и уж конечно те, чьи рабочие места исчезнут в результате внедрения технических и программных средств.

Однако, несмотря на такую нелюбовь со всех сторон, криптоспециалисты, работающие в коммерческих структурах, в общем-то, выживают и те, кто ориентировался не на конкретного клиента со специфичными потребностями и уникальными разработками, а на создание универсальных технологий, находятся в наиболее выгодном положении.


Подрастающее поколение

Клянемся так на свете жить,
Как вождь великий жил,
И так же в армии служить,
Как Ленин в ней служил.
Гимн отказников

Несмотря на то что специалистов по защите информации готовит ряд гражданских вузов, приток квалифицированных молодых кадров пока возможен только из Института криптографии, связи и информации (ИКСИ) при Академии ФСБ -- бывшего технического факультета Высшей школы КГБ, так как только в этом вузе могут всесторонне подготовить специалиста по защите информации.

Руководство этого учебного заведения, выведенного из-под юрисдикции ФАПСИ, сумело грамотно распорядиться имеющимися возможностями. Если говорить прямо, создало все условия для стабильного существования, несмотря на имеющиеся трудности.

Но где эти кадры будут работать? Часть слушателей института, кроме официальной приписки к тому или иному ведомству, уже ангажированы коммерческими организациями (автор располагает непроверенными сведениями). Элитарность учебного заведения, уровень преподавания, набор специальностей, гарантированная защита от армии и какое ни есть частичное государственное обеспечение делают ИКСИ привлекательным для молодых людей. Далеко не все собираются служить офицерами и при выпуске делают все возможное, чтобы снять с себя погоны. Для этого, в частности, через родственников и знакомых подыскивают коммерческую организацию, нуждающуюся в специалистах по защите информации.

Плохо это или хорошо -- судить не мне, замечу только, что возможность официальной подготовки специалистов для коммерческих организаций, пусть даже по измененной программе (например, по программе подготовки кадров для ближнего зарубежья), могло бы существенно улучшить материально-техническую базу ИКСИ.


Вперед, к победе К...изма

Что день грядущий мне готовит...
Ария Ленского

Кто-то сказал, что Россия страна с непредсказуемым будущим, еще кто-то добавил, что и прошлое у нас непредсказуемо. Боюсь, что у нас непредсказуемо даже настоящее. Естественно, что все теоретизирования в статье неявно опираются на предположение, что Россия останется страной, идущей по пути развития рыночной экономики. В противном случае вместо победы Капитализма нас всех с вами победит Коммунизм, и тогда не только о судьбе криптографов, но и о судьбе самих коммунистов судить не берусь.

Но будем надеяться на лучшее. Хочется верить, что эта статья обнадежит не только криптографов, но и всех специалистов, кто чувствует в себе силы и желание работать.


Об авторе:
Волчков Алексей Анатольевич -- независимый эксперт.

Статья отражает личную точку зрения автора.

Предыдущие публикации раздела