|
От
|
Геннадий
|
|
К
|
DM
|
|
Дата
|
07.02.2004 01:47:16
|
|
Рубрики
|
WWII; Армия;
|
|
Так были бои, не в Харькове, вокруг. Очень важные
На мой взгляд, ситуация была подобна сложившейся под Сталинградом накануне нашего перехода в наступление, только роли поменялись.
К концу февраля Манштейн потеснил войска Юго-Западного фронта и вернул район Красноград – Барвенково. Тем временем войска Воронежского фронта продолжали наступать на запад, с растянутыми тылами и уже очень ослабленными соединениями, а Манштейн только радовался этому: «К 1 марта стало ясно, что русские ввиду своего поражения в районе между Донцом и Днепром и перед северным фронтом 1-й танковой армии ослабили свое сопротивление и что наша армия вновь сможет овладеть рубежом по Донцу… Главное теперь состояло в том, что мы наконец находились на пути к овладению инициативой. В сравнении с этим было бы не так уже важно, если бы за это время противник несколько продвинулся в направлении на Киев и севернее его».
4 марта немцы силами пяти танковых дивизий (6, 11, 17, Лейбштандарт и Рейх) нанесли удар из района Краснограда в направлении на Мерефа по фронту 3 ТА (к югу от Харьвова). К 6 марта направление главного удара сместилос к западу, в стык между 3 ТА и 69 А (западнее 3 ТА). (Одновременно они атаковали правый фланг 69 А и ее стык с 40 А (к северо-западу от 69А)) Здесь немцы добились большего успеха, т.е. в направлении на Валки – Люботин.
К 10 марта между 3 ТА и 69 А образовался разрыв в 70 км, который сов. командованию было нечем закрыть. В прорыв вошли тд Рейх, Лейбштандарт АГ, Мертвая голова, мд Великая Германия. В то же время немцы не прекращали наступления к югу от Харькова во фронт 3ТА силами 6, 11 тд (к этому времени и месту относятся бои гвардейцев Петра Широнина и чехословаков Людвига Свободы).
10 марта немцы вышли к Богодухову (с-з Харькова) и движением на восток (Мертвая голова ?) – на северную окрестность Харькова. 14 марта Харьков был окружен.
15 марта советские войска начали отступление из Харькова и прорыв из окружения. 17 марта завершили прорыв и вышли на восточный берег Северского Донца. 16 марта (по свидетельству Г.К.Жукова) немцы заняли Харьков. Однако по свидетельству Мелентина, немецкий флаг над «главной площадью» Харькова развевался 15 марта. Очень даже может быть: когда окончательно освободили Харьков 23 августа 1943 года, то от поднятия флага над пл. Дзержинского до полного занятия города тоже прошел почти целый день.
Я пишу так подробно для того, чтобы понятнее: когда дело дошло до собственно города Харькова, пить боржоми было уже поздно.
Интересный эпизод (как бы подтверждающий) вспоминает Москаленко: «В те дни нависла непосредственная угроза над Харьковом. Однажды, когда я был у себя на командном пункте в Тростянце, в 100—120 км от Харькова, мне позвонил генерал-полковник Ф. И. Голиков. Он сообщил, что только что говорил по ВЧ со Сталиным и тот спрашивал, какую роль в обороне Харькова играет 40-я армия и лично Москаленко. По словам Ф. И. Голикова, он сообщил Верховному Главнокомандующему, что 40-я армия без трех дивизий, переданных 69-й армии для прикрытия белгородского направления, находится на рубеже городов Сумы — Лебедин — Зеньков — Котельва, далеко к северо-западу от Харькова, который и не входит в ее полосу. Выслушав, Сталин рекомендовал Голикову срочно направить меня в Харьков для ознакомления с обстановкой и выяснения возможностей участия 40-й армии в его обороне.
Раздумывать не приходилось. После разговора с командующим фронтом я с небольшой оперативной группой выехал в Харьков.
Там в это время назначенный комендантом города заместитель командующего Воронежским фронтом генерал-лейтенант Д. Т. Козлов пытался организовать оборону силами немногочисленного гарнизона. Противник, потеснив ослабленные 69-ю и 3-ю танковую армии превосходящими силами, вел бои уже на [453] юго-западной и южной окраинах Харькова. Вражеские танки и пехота яростно рвались к центру города.
Поздно! Попытку удержать город, усилив его оборону частью сил 40-й армии, нужно было делать значительно раньше. Теперь нечего было и думать о переброске войск и организации обороны в те считанные часы, которые оставались в нашем распоряжении. Так я и доложил командующему фронтом. Он согласился с тем, что удержать город уже невозможно, и приказал мне вернуться в свою армию, чтобы принять меры против попыток противника обойти ее левый фланг.
Я возвратился в Грайворон…»
О силах сторон. СВЭ приводит такие данные (подразумевая участвующие в Харьковской оборонит. операции войска: опергруппа Кемпф, 4ТА – 40А, 69А, 3 ТА) Противник превосходил сов.войска в лич. составе в 2 раза, в артиллерии в 2,6, танках в 11,4, самолетах более чем 3 раза.
А Млентин говорит, что соотношение дивизий было 8:1 в пользу русских.
Сделаем скидку на то, что обе стороны склонны преувеличивать. Но все же, думаю, «в главном» - т.е. у немцев общее численное преимущество, у наших – преимущество в числе соединений – оба источника могут быть верны. В 3 ТА к началу наступления немцев было 50 танков. Москаленко пишет, что в его армии дивизии насчитывали 3-4 тыс. человек. А немцы готовились к контрнаступлению и могли пополнить свои дивизии, в т.ч., как мы знаем, и поплнениями из Франции.
А в чем собственно вопрос? Найдены следы неизвестных боев? Может, обнаружились какие здания, разрушенные именно в это время, и надо найти концы?
С уважением