В понедельник вечером на аэродроме в штате Теннесси приземлился американский транспортный самолет с 25 тоннами оборудования и документации, свидетельствующими о наличии у Ливии возможности разработки и производства ядерного оружия. На борту самолета находились устройства для обогащения урана и системы наведения ракет дальнего радиуса действия. Вождь Ливии полковник Муаммар Каддафи, который пытается проломить дипломатическую изоляцию своей страны и экономические санкции со стороны США, обещал в декабре, что он прекращает программу развития оружия массового поражения. «Мир видит, что полковник Каддафи выполняет свои обещания», сказал в короткой речи представитель Белого дома Мак-Клеллан. Это сообщение поступило в момент начала переговоров между Ливией и первой в истории официальной делегацией конгресса США после прихода Каддафи к власти.
***
Американцы заключают мир с Ливией — в США из Ливии прилетел самолет с грузом компонентов для создания ядерного оружия на борту, а американские конгрессмены встретились с Каддафи. Ливия, как ни странно это звучит, самый старый враг Америки, не считая Франции и Англии. Вражда двух стран началась еще в мае 1801 г. На территории нынешней Ливии высадилась в рамках своей самой первой боевой операции американская морская пехота, численность которой в то время не превышала 500 человек. Вероятно, для того времени это было сильное впечатление, поскольку морские пехотинцы до сих пор начинают свой гимн словами «От дворца Монтезумы к берегам Триполи».
Это была романтическая война, вполне достойная быть запечатленной в очередной серии о бессмертной Анжелики. Конфликт начался, когда триполитанский бей Юсуф-Карамали объявил войну Америке, хотя, скорее всего, затруднился бы показать на карте ее месторасположение. Однако для него оказался сильнейшим оскорблением тот факт, что американцы отказались платить ему ежегодный «сбор» за защиту от его же собственных пиратов. В те времена на побережьи современных Марокко, Алжира, Туниса и Ливии, пиратство настолько процветало, что вся Северная Африка по праву пользовалась репутацией «пиратского берега».
Американцев война устраивала. До сих пор они безропотно платили Юсуфу огромные суммы, в некоторые годы достигавшие одной пятой торгового оборота со странами Средиземноморья. Что-то выплачивалось в виде «сбора», что-то — как выкуп за захваченные, а после «отбитые» корабли и экипаж. Поэтому президент Томас Джефферсон, в прицнипе будучи пацифистом, решил, что защита чести (и, разумеется, денег) требует сражения. Боевые действия начались с позорной неудачи. Демонстрация силы в виду Триполи фрегатом «Филадельфия» закончилась тем, что он банально сел на мель и был захвачен Юсуфом вместе с экипажем. Хорошо еще, что американцам удалось сжечь корабль, чтобы он не достался неприятелю.
После двух лет безуспешных действий Вашингтон объединил свои усилия со сверженным братом бея Хамидом, который жаждал отмщения, и выступил объединенными силами из Египта. Первый ливийский город Дерна был взят при помощи отвлекающего маневра с моря, в то время как отряд под командованием лейтенанта О’Баррона наступал со стороны пустыни. В 1805 году под натиском неприятеля бей Юсуф был вынужден пойти на переговоры. И хотя ливийский вождь Муаммар Каддафи в 80-х годах любил распространяться на тему «поражения США от ливийского народа», ему оставалось смириться с горьким историческим фактом, что первой территорией, над которой стало развеваться звездно-полосатое знамя, стала именно современная Ливия.
Но, конечно, эта история не станет предметом бесед между Каддафи и его высокопоставленными американскими гостями, находящимися с визитом в Ливии. Когда в воскресенье в Триполи приземлился американский самолет с группой конгрессменов, он стал первым иностранным военным самолетом, проникшим в ливийское военное пространство за последние 17 лет. В последний раз американцы побывали там в апреле 1986 года, когда подвергли Ливию бомбардировкам. До этого они потопили 4 боевых корабля и сбили 2 военных самолета. В ответ на эти действия ливийцы в 1988 году взорвали гражданский самолет над шотландским Локерби.
Недавние конфликты полностью затемнили воспоминания о той первой войне. Но не целиком. Помимо гимна, у американской морской пехоты остался еще один символ ливийской победы. Офицеры на память первого успеха носят к парадной форме т.н. «мамлюкскую саблю», очень похожую на ту, которой были вооружены пираты бея Юсуфа. По преданию, ее получил тот самый лейтенант О’Баннон от бея Хамида в качестве подарка. Единственное, для чего она используется, это для разрезания большого торта по случаю 11 июля — Дня морской пехоты США.