|
От
|
Алексей Мелия
|
|
К
|
Passenger
|
|
Дата
|
26.01.2004 22:35:34
|
|
Рубрики
|
1941; 1917-1939;
|
|
Стратегия развития
Алексей Мелия
Если не брать проблем транспортной связанности с новоприсоединенными областями, то вопрос развития транспорта или электрификации относятся к основам стратегии развития экономической системы страны в 20-30е годы.
К началу первой мировой войны ограниченная возможность использования морских и внутренних водных путей привела к гипертрофировоному развитию железнодорожного транспорта. Основной капитал жд транспорта в несколько раз превышал основной капитал промышленности. Причем этом капитал был на 99% создан за счет мобилизации ресурсов государством, касалось этом и так называемых "частных" дорог.
В 1913 году средняя дальность транспортировки по жд угля потребителю в России была примерно в 20 раз больше чем в Англии и в 7 раз больше чем в Германии, сходная ситуация была и по другим товарам.
Дальнейшее развитие в том же направлении было мало перспективным, так как требовало и в дальнейшим колоссальных вложений в жд транспорт и как следствие огромные транспортные издержки заложенные в стоимость готовой продукции.
Поэтому при определении дальнейшей стратегии развития экономики страна был взят курс на электрификацию, которая частично должна была преодолеть транспортные проблемы, заменив транспортировку топлива электропередачей и использованием низкокачественных топлив. После смерти И.В. Сталина попытались отказатся от приоритета электрификации, но путь оказался тупиковым и пришлось ускорено клепать
Что касается автомобилизации, то учитывая, то что реально она шла лишь в течении 30х годов, то вряд ли можно было ожидать каких-то более быстрых темпов автомобилизации. Возможно было можно выпустить в два раза больше автомобилей, благо стоили они недорого. Но расходы на автотранспорт это прежде всего расходы на эксплуатацию. Перед войной годовые эксплуатационные расходы в два-три раза превышали стоимость автомобиля. Это прежде всего топливо и кадры. При более быстрых темпах автомобилизации проблема с кадрами скорее всего привела бы к увеличению простоев транспорта из-за неисправности, что бы снизило экономическую эффективность автотранспорта. Для увеличения выпуска топлива нужно было развитие химического машиностроения и нефтехимии. Но началось это развитие практически только в начале 30х годов - первый отечественный крекинг завод был построен В.Г. Шуховым в 31 на основе технологии запатентовоной тем же В.Г. Шуховым в 80е годы 19 века.
Что то существенно изменить можно было, начиная в начале XX века, а лучше в конце XIX века.
http://www.military-economic.ru