От Boris Ответить на сообщение
К Robert Ответить по почте
Дата 26.01.2004 01:59:53 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Политек; Версия для печати

Дело не в том, кто быстрее привинтит конкретный винт, а в системе

Доброе утро,
Разрушились кооперационные связи между предприятиями, огромные потери в кадрах, износ оборудования, изменилась психология оставшихся в оборонке, оборотных средств не хватает. Частные фирмы прежде всего считают деньги, а новое поризводство с нуля - дело крайне дорогое.
Смотрите: даже если "НИИхххх" или завод имени УУУ по всем признакам живы и выпустили книг к своему ХХХХ-летнему юбилею, это не означает, что они могут нормально выполнять заказы друг друга. Поставщики помянутого листа могут быть в Украине, электродов для сварки оного в Грузии, один инженер-технолог давно в "Донстрое" и обратно не пойдет, потому что до пенсии рукой подать и забыл он уже как работать с нержой, второй инженер-технолог числится на предприятии и даже хорошо отметил свое 70-летие, но все время посвящает работе учителем физики в школе, где учатся внуки, сварщики просто ушли - кто бомбит на машине, кто халтурит по дачам, кто просто водочку попивает, сидя сутки-через-трое в охране, а кого уж нет, и на предприятие их ничем не заманишь: "С 8 до 17... с режимом... а тут я сам себе хозяин... на 400 уев... не-е-е-т...". Заводское ПТУ назвалось коллледжем и открыло новые профили - секретарь-машинистка и автослесарь, но на предприятии выпускников нет - парни после армии идут в охрану или пристраиваются учиться, девушки уходят в продавцы или офисные сидельцы. Молодые инженеры, привлеченные отсветом былой славы, быстро разбираются в ситуации и делают сначала выводы, а потом ноги, наличие отсрочки от призыва удерживает на месте их трудовую книжку, только и всего. Конструкторские отделы заполнены на одну треть от былого, причем только пенсионерами и совсем зеленой молодежью. Лабораторное оборудование устаревает, денег на замену и совершенствование парка измерительной техники и технологической оснастки нет, как и понимающих в этом исполнителей, тех самых слесарей-сварщиков-наладчиков. Некоторые корпуса сданы под склады и офисы... Зато руководство на месте - почти все, кроме ушедших на покой по здоровью, пересидели смутное время. Однако пятнадцать лет не прошли даром, что-то в головах изменилось, люди стали робкими, осторожными, у многих пропало желение работать, а не просто украшать собой кабинеты. Зато поговорить, о роли и месте, о потенциале оборонки, о том, что мы можем - всегда пожалуйста! Некоторая опытная установка цела, о ее возможностях регулярно пишут в отчетах и программах, пронизанных просьбами о деньгах, но чтобы ее включить, нужно убрать из помещения нелегально лежащие в нем коробки с мылом, не помещающиееся в соседней, официально сдаваемой в аренду под склад комнате. Это не в интересах завлаба А., который во-первых получает ежемесячно сотню от владельцев мыла, а во вторых, просто их боится.
За соседним забором тот самый автосервис, в котором быстро варят нержавейку. Традиций нет, нету нужного электрода - возьмут подходящий, текучка кадров - через год трети рабочих уже не узнать, новые, у руководства одна мысль - про деньги, и побыстрее, серьезные вложения в технологию и обучение кадров признаются ненужными и чрезмерными, "наши услуги и так востребованы, научишь - перекупят в техцентр Логоваза, меринов варить". Завтра владелец решит, что выгоднее не содержать сварочное производство, а вложить деньги в производство колбас - и стапели будут проданы на металлолом, а вместо них поставят привезенные из Европы коптильные станки б/у, и долгосрочное планирование просто невозможно... Военная приемка смотрит на частную фирму с плохо скрываемым интересом, а особый отдел в соответствующем Главном управлении МО смотрит на них обеих.
Написанное - шарж, понятное дело. Но все перечисенные стороны жизни имеют место быть, и не стоит думать, будто при появлении тех денег, которые есть сейчас и будут в ближайшем будущем, все заработает как часы. К тому же возрождать даже часть советского ВПК в прежнем виде дело бесполезное, другая страна, другая экономика, другие люди, все другое, и нужны новые решения.
С уважением, Boris.