От СОР Ответить на сообщение
К СОР Ответить по почте
Дата 26.12.2003 19:41:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Стрелковое оружие; Версия для печати

Снайпера 1941. 1-ая дивизия НКВД. Оборона Орешка. Обратный пример

Чугунов Николай Иванович,
подполковник запаса, комендант гарнизона крепости с 11 сентября по 4 декабря 1941 года. Участник боев на Ленинградском и других фронтах.


Припоминается такая история. Наши артиллеристы разрушили водопроводную сеть в Шлиссельбурге. Гитлеровцы вынуждены были ведрами таскать воду из Ладожского озера, — без воды не проживешь... Надо сказать, что берег здесь был ровный, открытый, почти без всякой растительности. Каждый вражеский солдат, появившийся с ведрами или канистрами, был отличной мишенью. Не одного из них наши стрелки и минометчики замертво уложили на светлом прибрежном песке. Тогда враг пошел на коварную хитрость: вместе с водоносами стал выгонять к озеру шлиссельбургских ребятишек. Тут уж мы, конечно, не могли вести ни пулеметного, ни минометного огня. Даже из винтовок перестали стрелять: а вдруг мальчишку зацепишь нечаянно? Словом, враг вроде бы добился своего.
Но только — вроде бы.
На самом же деле он натолкнул нас на замечательную мысль.

Я уже говорил, что в гарнизоне нашей крепости было много пограничников, людей, которых сама служба даже в мирное время обязывала быть хорошими стрелками. Не хочу показаться нескромным, но я как кадровый командир-пограничник тоже обязан был хорошо владеть стрелковым оружием, и владел, конечно... Мы создали снайперскую команду из двадцати отличных стрелков. Подготовку снайперов я взял на себя. Обучение их продолжалось дней пять.

Когда мы с комиссаром убедились, что бойцы команды стали не просто отличными стрелками, а настоящими снайперами, они получили первую боевую задачу: снимать вражеских водоносов, оставляя невредимыми ребятишек, за спины которых фашисты трусливо прятались. Мне выпала честь первым открыть лицевой снайперский счет-Буквально на следующий день после того, как каши снайперы принялись за свою боевую работу, гитлеровцам пришлось пробираться к озеру короткими перебежками и ползком. Но снайперские пули и в этом случае настигали их беспощадно. Вскоре фашисты совсем перестали показываться днем — водой запасались ночью. Нашу снайперскую школу окончила замечательная тройка разведчиков: Степан Левченко, Серафим Кузнецов и Петр Собольников. Ее выпускником был и Петр Голиченков, впоследствии знаменитый на весь Ленинградский фронт снайпер, Герой Советского Союза. В числе первых снайперов нашего гарнизона были также Боярский, Долинский, Глазман.

Поначалу особенно отличился Серафим Кузнецов. В первую свою снайперскую неделю он истребил более двадцати захватчиков. Был в этой неделе рекордный день, когда от его метких пуль отправились на тот свет девять гитлеровцев. Противник устроил настоящую охоту за Кузнецовым. Часто его боевая точка заволакивалась пылью и дымом, а крепостная стена слева от него была вся избита разрывными пулями. Мельчайшие осколки пуль впивались в лицо и руки. Но снайпер продолжал выслеживать врага...

Я пробыл в крепости до 4 декабря 1941 года (потом получил назначение в другую часть), и к этому времени мои бывшие ученики уничтожили 186 вражеских солдат и офицеров. И выходило, что перестала существовать на свете целая рота ненавистных захватчиков, — это был не такой уж плохой итог снайперской работы...