Кстати, забыл написать - в сказках все упомянутые священные финно-угорские звери просят у русского князя: "Не убивай нас, мы тебе еще пригодимся".
Ответ был нарисован на монетах этих князей - "Нет. Не пригодитесь".
>Змея ни когда не была священным животным финно-угров. Хотя могла быть чьим-то тотемом.
Сошлюсь на акад. Рыбакова, "Язычество Древней Руси", стр.278 и далее. Культ "змея" ("ящера", "коркодила") особо бытовал на северных озерах, и Рыбаков прямо связывал его бытование там с финно-угорской средой, ссылаясь на шаманские бляшки Северо-Востока и т.д. и т.п.
Браслеты "змейкой", "змеи/драконы" в оформлении изб, ковшов и т.д.. Пишет Рыбаков (стр.280) о некоем чудском "двуглавом ящере", который одной головой заглатывает заходящее солнце, а другой изрыгает его на восходе и т.д.
Культ "каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющем не более 3 пядей (60-75 см) в длину" описал еще путешествующий в Московию Герберштейн. Заметим, что на Тверских монетах князь рубит мечом "змея" (или "дракона") именно с лапами.
(К слову, этим летом и прошлым я снимал на видеокамеру занятный процесс, откуда на поверхности земли появляются "свеженькие" средневековые монеты. И вдруг неожиданно осенило, почему змеи были священными животными во всех древнейших земледельческих культурах - от Египта и Крита до Индии и Китая. Заснял даже одну драматическую сцену на эту тему :)
Но это уже офф-топ, хотите продолжим по мылу.)
>не совсем верная трактовка. Утка (гагара ан масс)достает ил со дна по укзанию демиурга. который и творит мир.
Б.А.Рыбаков "Язычество Древней Руси", стр.587:
"Согласно мордовскому варианту легенды, наиболее близкому территориально к Волжской Болгарии, мир произошел так: по первичному Океану плавала утка (гоголь, нырок), которая нырнула на дно, достала комочек земли и из этого комочка возникла Земля и все живое на ней."
Калевала, руна первая:
"Мало времени проходит,
Протекло едва мгновенье -
Вот летит красотка утка,
Воздух крыльями колышет,
Для гнезда местечка ищет,
Ищет места для жилища.
Мчится к западу, к востоку,
Мчится к югу и на север,
Но найти не может места,
Ни малейшего местечка,
Где бы свить гнездо сумела
И жилище приготовить.
Полетала, осмотрелась,
Призадумалась, сказала:
"Коль совью гнездо на ветре,
На волне жилье поставлю,
Мне гнездо развеет ветер,
Унесут жилище волны".
Мать воды то слово слышит,
Ильматар, творенья дева,
Подняла из волн колено,
Подняла плечо из моря,
Чтоб гнездо слепила утка,
Приготовила жилище.
Утка, та красотка птица,
Полетала, осмотрелась,
Увидала в синих волнах
Матери воды колено.
Приняла его за кочку
И сочла за дерн зеленый.
Полетала, осмотрелась,
На колено опустилась
И гнездо себе готовит,
Золотые сносит яйца:
Шесть яичек золотые,
А седьмое - из железа.
Вот наседкой села утка,
Греет круглое колено.
День сидит, сидит другой день,
Вот уж третий день проходит -
Ильматар, творенья дева,
Мать воды, вдруг ощутила
Сильный жар в своем колене:
Кожа так на нем нагрелась,
Словно в пламени колено
И все жилы растопились.
Сильно двинула колено,
Члены сильно сотрясает -
Покатились яйца в воду,
В волны вод они упали,
На куски разбились в море
И обломками распались.
Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились..."
Вариантов легенды много, у каждого финно-угорского народа своя,- наверняка есть и "христианизированная" версия с демиургом. Почему бы нет?