Приветствую Вас!
Ю. М. Лотман писал так. В определенные периоды (античность и подражание ей в 18-19 вв.) важным становилось не только выбор умереть/жить, но выбор, как умереть. Скажем, казнь (независимо от вида) была позорной сама по себе, =>самоубийство было лучшим выходом: особым шиком было закалываться по очереди, передавая оружие другому. В 18 - начале 19 в. смерть в первых же сражениях (своеобразный показатель храбрости, высоких качеств и «крутизны») также престижна, даже более, чем успешная карьера и множество побед (Екатерина II). ИМХО, тогда смерть могла быть делом случая (ядро) или в какой-то мере выбора (рукопашная атака/оборона и стрельба в упор). Возможно, здесь источники «что же ты, собака вместе с танком не сгорел» и «последнего патрона».
По дуэлям. С одной стороны, дуэльный кодекс позволял улаживать обиды в зависимости от их величины и уравновешивал бретеров: можно помириться – придя на дуэль, после выстрелов, до первой крови и т. д. С другой, нормальный человек, попав в отработанный механизм дуэли + давление зрителей, часто убивал человека, сам того изначально совсем не желая – психика менялась (лит. пример - Онегин). Уклонение от дуэли, между прочим, было тяжелым грехом (как трусость в бою и растрата казны), и потом человеку в свете было делать нечего. Интересно, что соблазнение девушек и шулерство оценивались мягче :). Еще более интересно: Пушкин и Лермонтов были на дуэлях не раз, великолепно знали все тонкости и причины, имели перед собой примеры неравных поединков, однако пошли и погибли. Против всех правил света не пойдешь :((
С уважением, Евгений Белаш