>Подкиньте, пожалуйста, кто нибудь инфу или ссылочку по самому конфликту. Дюже интересно. Давно хотел почитать поподробнее.
не очень конечно архаично-исторично, зато эмоционально и красочно
Братья мои братики, русские солдатики
Имя этого доселе неизвестного острова не сходило с полос газет и экранов телевизоров. Именно здесь дала первую серьезную трещину "вечная дружба" с Китаем.
:Причиной резкого охлаждения если не сказать замораживания отношений с Китаем стало то обстоятельство, что наши страны развивались как бы в противофазах. Обозначившаяся "хрущевская оттепель" никак не гармонировала с новомодными в Китае идеями культурной революции и завинчиванием коммунистических гаек.
Второго марта 69-го наступила развязка. Утром начальнику заставы старшему лейтенанту Ивану Стрельникову доложили о том, что со стороны китайского берега к острову движется группа из тридцати человек. Напряжение на заставе, конечно, было, но особой тревоги - нет. Привыкли. Дело в том, что подобные провокации продолжались уже с 67-го года: размахивания палками, цитатниками Мао, выкрики с требованиями к советским "ревизионистам" оставить территорию Великого Китая.
Старший лейтенант поднял заставу в ружье, а сам с "тревожной" группой из тридцати бойцов на двух БТРах и ГАЗ-66 выехал к месту событий. На берегу, спешившись, пограничники разделились на три группы. Тринадцать и восемнадцать человек соответственно прошли по льду Уссури в обход острова с флангов. Сам же Иван Стрельников с начальником разведки и еще тремя бойцами двинулся вперед для переговоров с китайцами.
Когда до китайцев оставались считанные метры, они вдруг бросились в стороны, и на пограничников с Даманского обрушился шквал автоматного огня. Все пятеро были убиты сразу. Увы, но такая же участь постигла одну из групп: ее расстреляли в упор. Солдаты даже не успели открыть ответный огонь. Лишь один - тяжело раненый рядовой Серебров чудом остался жив. Один из тринадцати парней. Настоящий отпор китайцам смогла дать третья группа уже сориентировавшаяся в ситуации. Группу возглавил младший сержант Юрий Бабанский, в будущем генерал и герой Советского Союза. В течение часа пограничники отбили несколько китайских атак, так и не оставив своих позиций. В то кровавое утро у заснеженного Даманского выступили из глубины лет бастионы Брестской крепости. У пограничников уже кончались патроны, когда подоспела помощь: своих людей привел начальник заставы Виталий Бубенин. Именно он после гибели Стрельникова принял на себя командование боевым участком. Лихой атакой на бронетранспортерах Бубенин вышиб "культурных революционеров" обратно в Поднебесную. Даманский остался за нами. Впоследствии Виталий Бубенин стал первым командиром легендарного подразделения антитеррора "А", созданного по приказу Юрия Андропова и называемого сегодня с легкой руки журналистов "Альфа".
Неопровержимыми доказательствами того, что нападали именно китайцы, стали явленные миру три фотоснимка. Рядовой Николай Петров, в чьи обязанности входило кинодокументировать все пограничные инциденты, успел, работая с кинокамерой, сделать еще и несколько щелчков фотоаппаратом. Солдат убрал аппарат за отворот полушубка и вновь вскинул камеру. Но в этот момент вражеские пули скосили его. Подбежавшие китайцы выхватили из остывающих рук Николая кинокамеру, не успев второпях обыскать мертвого. Так иногда и пишется история.
В том бою полегли тридцать два советских пограничника. Ночью разведчики собрали трупы. Вид их был ужасен. Тяжело раненых китайцы добивали штыками, у мертвых отрезали уши, выкалывали глаза.
Город Иман стал, наверное, единственным советским городом, где восьмого марта не поздравляли женщин, а хоронили и оплакивали мужчин. Все (и военные, и гражданские) прекрасно понимали, что бойня второго марта не заключительный акт, а лишь увертюра к новой, гораздо более страшной кровавой драме. И продолжение случилось пятнадцатого марта.
Надо отдать должное нашей разведке. Она сработала четко. Командование было извещено, что напротив Даманского китайцы сосредоточили регулярные армейские части силой до полка пехоты с несколькими артиллерийскими и минометными батареями. Запахло настоящей войной.
В ночь на пятнадцатое наши скрытно провели упреждающий маневр. Под покровом ночи на Даманский проскочили сорок пять бойцов на четырех БТР во главе с подполковником Евгением Яншиным. На нашем берегу заняли позиции резервы отряда - восемьдесят человек на семи БТРах. Кроме того, пограничникам придавался мотострелковый батальон 199-го полка с танковым взводом и батареей полковых минометов.
Китайцы предложили русским убраться с Даманского подобру-поздорову. С утра пятнадцатого марта об этом целый час они вещали на русском языке через мегафоны. Наши отвечали по-китайски идеологически выверенными фразами. Наступил час "последнего довода королей".