Re: лучше, конечно,...
>1. Распад власти в России стал неизбежен после приказа №1 ЦИК от 2(15) марта 1917 о солдатских комитетах.
тут прежде всего надо отметить сразу две неточности: приказ №1 был принят не ЦИКом, а Петроградским советом, а дата принятия 1(14) марта.То, что этот приказ немедленно развалил армию - из области мифов советской эпохи. В те дни издавалось немало различных документов распорядительного характера. Первоначальные солдатские комитеты были нейтрализованы довольно быстро 30 марта (12 апреля) Ставка объявила "Временные правила об организации чинов действующей армии и флота", по которым в состав солдатских комитетов в обязательном порядке избиралось не менее одной трети офицеров. И это требование повсеместно было выполнено! В советской историографии этот процесс описывался как "всплытие к власти" меньшевиков и эсеров, а советы заклеймлены соответсвенно как эсеро-меньшевистские. На деле же в тот период типичным было верховодство в комитетах от полкового и выше беспартийных капитанов и поручиков.
Важный момент совершенно игнорируемый как Кожиновым, так и иными любителями помянуть приказ №1 - в этом приказе не было ничего о выборности командного состава. Потеря армией боеспособности окончательно и бесповоротно произошла в ходе развернутой военным министром Гучковым кампании по массовому смещению командиров, подозреваемых в "монархизме": вслед за смещением сверху последовала волна смещений снизу, вслед за чем последовали выборы командиров. Только после этого развал армии стал необратимым.
>2. Борьба Красной и Белой армий вовсе не была борьбой между «новой» и «старой» властями; это была борьба двух «новых» властей — Февральской и Октябрьской
это - ретроспективный взгляд и сформироваться он смог лишь по прошествии значительного времени после событий, когда стало возможно сформулировать, что есть Февраль, и что - Октябрь, причем формулировки были скорее из области мифологии, чем истории. Между февралем и октябрем российская революция знала еще четыре кризиса, в каждом из которых имелись две стороны, а между каждыми двумя последующими кризисами происходило перераспределение политических и прочих сил. Да и Октябрь здесь не поставил точку, ибо он был совместным делом большевиков, левых эсеров и анархистов, выяснение отношений между которыми состоялось уже потом.
Белое движение формировалось различными политическими силами, общим для которых был лишь антибольшевизм. Первоначально в этом процессе ведущую роль играли эсеры, затем практически повсеместно они были вытеснены силами из более правой части политического спектра. Власть белых генералов в свой класссический период черпала политические кадры в основном из кадетов и октябристов, да и откровенных монархистов хватало. Очевидно, что при нарастании успехов белого движения, власть постепенно бы правела и, в случае успеха "похода на Москву" в Белокаменную вполне могла войти армия, провозгласившая монархическую программу.
>3. Война между Белой и Красной армиями как таковая имела в конечном счете гораздо менее существенное значение, чем воздействие и на белых и на красных всеобъемлющего «русского бунта».
если говорить в целом - то этот фактор не был решающим, его действие сказывалось в большей степени на переферии, в меньшей - непосредственно на театрах военных действий. К тому же не следует забывать, что в конце концов чисто в военном плане представители стихии склонились перед победоносной Красной Армией. То, что после военной победы большевики взялись за пересмотр экономической политики говорит лишь о том, что в условиях прекращения полномасштабных военных действий правящей партии оказалось выгодней отойти от чисто силовых методов подавления.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru