От Presscenter Ответить на сообщение
К Presscenter Ответить по почте
Дата 26.11.2003 14:44:40 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Re: Ответ:

Летом 1918 Франция и Британия оказывали давление на США, с тем, чтобы те способствовали эвакуации из России Чехословацкого корпуса, необходимого, по их мнению, на Западном фронте для войны против Германии.

Как пишет БСЭ, американский президент упорно сопротивлялся неоднократным требованиям союзников отправить воинский контингент в Сибирь, но в конце концов сдался и 17 июля 1918 госдепартамент США опубликовал меморандум, в котором выражалось отрицательное отношение США к интервенции, однако говорилось, что американские войска будут посланы для помощи эвакуации Чехословацкого корпуса. Аналогичные декларации были сделаны Японией, Францией, Британией, Италией и Китаем.

3 августа 1918 во Владивостоке высадился батальон британцев (829 чел.). 9 августа - рота французских колониальных войск (107 чел., в основном вьетнамцы). 12 августа - японцы (16 тыс.), 16 августа - два американских полка с Филиппин (3.011 чел.). 3 сентября - еще 5.002 американца (значительную часть которых составляли штабное управление, медицинский персонал и телеграфисты) во главе с генерал-майором Вильямом Грэйвзом.

В сентябре во Владивосток прибыли 1.400 итальянцев, в октябре 1918 численность японских войск была увеличена до 73 тыс., что примерно в 10 раз превосходило численность, согласованную с западными странами. Японскими войсками командовал генерал Отани. Как пишет БСЭ:

"он претендовал на верховное командование всеми союзными войсками восточнее Байкала, что встретило энергичное сопротивление ген. Гревса. За этими разногласиями скрывались противоречия японских и американских интересов: Япония, стремясь к полному захвату Дальнего Востока, противилась распространению власти адм. Колчака".

Американцы всерьез занялись проблемой эвакуации чехословаков - на поддержание функционирования Транссибирской магистрали были направлены 285 железнодорожных инженеров и механиков, во Владивостоке был развернут завод по производству вагонов (всего было выпущено 30 тыс. штук).

Однако американцам пришлось участвовать и в боевых действиях. Самый крупный бой за время их присутствия на Дальнем Востоке России произошел 25 июня 1919. На роту американцев, стоявшую гарнизоном на станции Романовка, напали около 300 красных партизан. В этом бою американцы потеряли убитыми и ранеными 51 из 92 бойцов.

Всего за 1 год и 8 месяцев интервенции на Дальнем Востоке и Севере России американцы из примерно 12 тыс. контингента потеряли безвозвратно 353 человека, из них 180 в боях, остальных от болезней (122), несчастных случаев (46) и самоубийств (5).

К 1 апреля 1920 все иностранные войска (кроме японцев) покинули Дальний Восток России, выполнив задачу по эвакуации чехословаков. Безвозвратные потери британцев и французов на всех театрах интервенции (включая небоевые потери) составили примерно 500 и 50 человек соответственно.

В конце января 1920 большевики совместно с другими левыми захватили власть во многих городах Дальнего Востока России, включая Владивосток. Власть в Приморье перешла формально к правительству Приморской Областной Земской Управы, "а фактически - в руки коммунистов" (БСЭ).

Японцы этому не препятствовали, поскольку для них главными были экономические интересы - лишь бы любые российские власти, хоть бы и большевики, признавали статьи Портсмутского договора о свободном японском рыболовстве в российских водах и предоставлении концессий по разработке леса и ископаемых.

В феврале 1920 красные взяли власть в Амурской области, 17 февраля японцы эвакуируются с Амура. 28 февраля 1920 японцы разрешили занять Николаевск-на-Амуре отряду красных партизан под командованием Якова Тряпицына.

12 марта 1920 партизаны начали наводить в Николаевске-на-Амуре социальную справедливость - то есть грабить, насиловать и убивать семьи торговцев, чиновников, бывших офицеров. Японцы стали протестовать и были полностью уничтожены (по одним данным там было убито около 100 японцев, по другим - 384, но вторая цифра возможно включает и убитых красными партизанами русских жителей). Эта резня вошла в историю под названием "Николаевский инцидент".

В ответ японцы 5 апреля 1920 разгромили во Владивостоке здание Областной Земской Управы, разоружили отряды красных и арестовали нескольких членов Реввоенсовета Дальнего Востока, включая его главу Сергея Лазо. Характерно описание этого в БСЭ:

"Лазо вместе с отрядом и членами Революционного военного совета был предательски захвачен японцами и передан белогвардейцам, которые учинили над всеми ними дикую расправу".

Примечательно слово "предательски" - то есть БСЭ дает ясно понять, что до этого красные и японцы были союзниками, поскольку нейтральная сторона, а уж тем более вражеская, предать не может. Кроме того, конфронтация между красными и японцами завершилась уже 29 апреля 1920 - было заключено соглашение об уходе партизан из Приморья и о передаче охраны порядка народной милиции (БСЭ).

В качестве репрессивных мер японцы не стали вновь вводить свои войска в Забайкалье и Приамурье, откуда они уходили по настойчивому требованию США (как пишет БСЭ: "в начале января 1920 США послали японскому правительству ноту, в которой указывалось, что дальнейшее пребывание иностранных войск на русской земле не только не помогает, а мешает русскому народу разумно устроить свою жизнь"), однако в качестве "платы за кровь своих граждан" японцы заняли двухтысячным контингентом Северный Сахалин и приостановили эвакуацию войск из Приморья.

Таким образом, благодаря действиям командира красных партизан Якова Тряпицына японская оккупация Приморья задержалась на полтора года, почти на 5 лет был оккупирован Северный Сахалин, а бывший дворянин, бывший офицер и бывший эсэр Лазо стал "мучеником за Советскую власть".

Тем временем США продолжали дипломатически давить на Японию. БСЭ:

"В ноте, адресованной Японии (31 мая 1921), САСШ прямо напоминали ей об условиях, на которых первоначально состоялось японо-американское "сотрудничество" в Сибири и не постеснялись высказать мнение, что японская теория территориальных захватов под предлогом репрессалий не выдерживает критики с точки зрения "общепризнанных норм международного права". Ясно было, что дни японской оккупации были сочтены".