От Kazak Ответить на сообщение
К Kazak
Дата 08.11.2003 12:11:01 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

Кстати о миротворцах.

Это моя можно сказать сводная сестра.

Эдди Тулко охраняла в Косово мир

"Занимаешься своими делами, и вдруг - щелк, щелк! Будто в тире", - описывает 22-летняя йыхвиска Эдди Тулко огнестрельные выяснения отношений между местными сербами и албанцами, время от времени происходившие в Косово. Для предотвращения таких схваток она, будучи одной из 98 эстонских миротворцев, и находилась там в первом полугодии нынешнего года в составе многонациональной миротворческой миссии.

По словам младшего сержанта Тулко, раздававшиеся в отдалении выстрелы совсем не пугали, к тому же к ним можно привыкнуть. А вот ее близкие приходили в ужас, получая от Эдди сообщения в стиле "сегодня кто-то из местных наехал на мину в поле, где я должна была патрулировать".
- Ничего страшного там не было. Почему люди думают, что служить в армии опаснее, чем, к примеру, работать на стройке? - пытается Эдди разрушить укоренившееся в обществе предубеждение. - Надо просто точно выполнять приказы.

Участие в миротворческой миссии Эдди считает очень интересной работой, особую "пряность" которой придает сознание того, что в миссию попадают лучшие из лучших.

- Это было масштабное международное сотрудничество, ведь в том районе - под городом Митровица - работали миротворцы из нескольких стран, - говорит Эдди.

По ее словам, знание того, что в стране находятся миротворцы, сдерживает местные горячие головы, пускающие в ход оружие для сведения счетов.

- Иногда достаточно того, что по окрестностям постоянно патрулируют, - говорит она.

По территории, за которую они отвечали, эстонские миротворцы патрулировали на двух джипах типа "Мерседес", по шесть солдат в каждом. Плюс два пулемета и гранатомет. Последний, правда, имелся больше на всякий случай.

Наряду с патрулированием они обыскивали дома и свой участок наблюдения, чтобы конфисковывать у местных мины, другие взрывоопасные предметы и оружие, на владение которым у жителей не было разрешения.

Куры по 100 евро

По словам Эдди, местные жители и миротворцы относились друг к другу с уважением.

Она отметила, что миротворцы приносят местным большую выгоду. Прежде всего, конечно, в смысле гарантии мира. Во-вторых, местные жители получают работу в лагере миротворцев - например, на кухне.

Местные хитрецы вымогали у миротворцев и различные компенсации. Один пример. Копошившаяся на дороге курица, принадлежавшая кому-то из местных, завершила свой земной путь под колесами машины миротворцев. Через несколько минут хозяин курицы с родичами уже стоял у ограды лагеря миротворцев, стеная и плача: мол, это была наша любимая курица, мы все ее очень любили. Конечно, виновникам несчастья пришлось компенсировать ущерб. Однако, по словам Эдди, такие куры оказывались истинно золотыми - за них запрашивали примерно по 100 евро (около 1550 эстонских крон) за штуку.

Или, к примеру, в саду у кого-то из местных обирали нектариновое дерево. Не зная, кто в действительности полакомился плодами, хор плакальщиков, состоявший из родни хозяина сада, тут же оказывался у миссии и требовал возмещения ущерба.

- Просто это их стиль поведения, - отмечает Эдди.

Вот и маленькие косовцы имели привычку тащиться хвостом за солдатами и клянчить сладости: "Soldier, give me chocolate!".

Поскольку обеспечение мира - результат сотрудничества нескольких стран, то языком миссии был английский. "Английский язык Кихлефельд оказался очень хорошим", - хвалит Эдди свою учительницу английского языка из Йыхвиской гимназии и говорит, что проблем с языком у нее не возникало.

Участвовавшие в миссии солдаты могли также испытать себя в трех походах, в которых Эдди участвовала из спортивного интереса. Пройти в полном снаряжении быстрым шагом двадцать пять километров по сорокаградусной жаре, да еще с рюкзаком весом в десять килограммов за спиной, - это был тот еще трюк, за совершение которого вручалась специальная медаль. Кстати, если личных вещей на десять килограммов не набиралось, то в рюкзак можно было добавлять для тяжести камни.

- Это было просто испытание самой себя. За один поход теряешь два-три килограмма так, что и не замечаешь этого, - сказала Эдди.

Боевая школа

И все же: насколько сложно войти в мужской мир и пробиться там? - желает знать нижеподписавшаяся. По словам Эдди, все зависит прежде всего от самой себя: если ты покажешь, что хорошо справляешься со своими обязанностями и хочешь работать, то проблем не возникает. "Конечно, поначалу тебя испытывают: мол, кто ты такая? Но если ты уверена в себе и даешь понять, что тоже выполняешь свою работу, то все оказывается в порядке", - говорит она.

Миниатюрная Эдди, которая по своим внешним данным могла бы претендовать на звание "Мисс", говорит, что ей просто нравится все то захватывающее, что предлагает армия.

Хотя успешно закончившая гимназию девушка могла бы пробиться в любой области деятельности, ее притягивает мир армии. Нынешней осенью Эдди продолжит обучение в Меэгомяэской боевой школе. Чтобы поступить туда, надо было не только пройти собеседование и сдать тесты, но и показать хорошую физическую форму. Например, за две минуты сделать 56 отжиманий или 84 приседания, а также пробежать 3200 метров за 15,5 минуты.