|
От
|
Леонид
|
|
К
|
Комар
|
|
Дата
|
01.02.2001 18:19:09
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Как осуществляется копирование (В. Мухину)
>Было сделано 40 тысяч чертежей и эскизов Б-29. ... Один был разобран до винтика, каждую отдельную деталь (которых набралось 105 тысяч) обрабатывала своя команда технологов. Деталь взвешивали, обмеряли, фотографировали и описывали, подвергали спектральному анализу.
1. Копированием занимаются конструкторы, а не технологи.
2. Документом полностью описывающим деталь является чертеж. Никаких других описаний не существует.
3. Спектральный анализ звучит красиво. Но полезнее замерить прочностные характеристики (к примеру, твердость). Для каждой детали это делать совершенно ненужно (тем более спектральный анализ).
>Одной из самых больших загвоздок стало расхождение производственных стандартов, в частности, из-за расхождения английской и метрической систем мер (так, ни один советский завод не взялся произвести листовой прокат для фюзеляжа Б-29 оригинальной толщины).
Нет никаких проблем прокатать лист нужной толщины (скажем не 4 мм, а 1/6"=4.23 мм). Также несложно сделать и фасонный прокат (швеллер, двутавр и т.д.) с иными размерами. Эти стандарты отличаются и в странах с метрическими системами (СССР и Франция). Металлурги же готовы прокатать все, что угодно, но только при условии больших объемов производства. (Оборудование у них такое -- не для малых объемов). Поэтому при копировании подбирают близкий по характеристикам прокат. И проводят проверочные расчеты на прочность, жесткость (если нужно).
>А она была нетривиальная - скопировать "Сверхкрепость" до последней заклепки. Дело порой доходило до абсурда: обнаружив в крыле Б-29 крошечное отверстие явно постороннего происхождения, инженеры, памятуя о приказе Иосифа Виссарионовича, перенесли его на отечественный бомбардировщик.
Что такое "постороннее происхождение" -- марсиане просверлили? Бывает так, что действительно сразу непонятно назначение того или иного элемента конструкции. Тогда сначала повторяют, а потом разбираются, что и зачем.
Немного из Резуна.
>Во-первых, не
могло быть и речи об использовании метрической системы мер. Ибо
если снизить хотя бы на десять миллиграммов вес каждой заклепки,
то в результате это могло привести к снижению прочности всей
конструкции; если вес хоть немного увеличить, это могло
сказаться на весе всего самолета.
Предположим в самолете миллион заклепок. Тогда увеличение массы каждой хотя бы на десять миллиграммов приведет к увеличению веса самолета на... на...(мне тут подсказывают) 10 кг. Вопрос: что произойдет если увеличить вес 4-х моторного большого самолета на 2 фунта и 3 унции?
>Срочно началось переучивание тысяч
инженеров, техников, рабочих на дюймы, футы и фунты.
>Сколько галлонов топлива потребуется при нормальном расходе
топлива и при отсутствии ветра для полета на 1 000 миль на
высоте 30 000 футов? - такие элементарные задачки ставили в
тупик не только опытных асов, прошедших войну, но и профессоров
Авиационной академии.
То есть профессора не могут поделить две цифры?
>Давление в трубопроводе 12 фунтов на квадратный дюйм,- много
это или мало?
А давление 0.8 атмосферы это много или мало? Или 5 метров это много или мало?
>Может быть, для американских и английских специалистов,
привыкших оперировать двумя системами мер, это и не столь
трудно, но для советских это была проблема номер один. Из-за
этого были допущены тысячи ошибок, каждая из которых каралась
беспощадно.
1. Американцы и англичане только в последнее время стали "оперировать" с метрической системой.
2. Советские стало быть не могут посчитать чему соответсвуют в миллиметрах, например, 2 дюйма?
3. Как карались ошибки?
>В связи с этим
родился небольшой анекдот спрашивалось, какие звезды будем
рисовать на серийных самолетах - белые американские или красные
советские? Этот-то вопрос и поставил впервые Туполева в тупик. Нарисуешь белые американские звезды поставят к стенке как врага всенародного А если красные советские, то это, во-первых, не
один к одному, как приказано ...
А надписи в самолете тоже сделали на английском языке?
Небольшое примечание. Резуну историю Ту-4 рассказал брат его отца. Мне мой отец тоже кое-что рассказал. Он был командиром машинно-котельной группы на фрегате (были на Дальнем Востоке по ленд-лизу). То, что все манометры были проградуированы в фунтах на кв. дюйм приводило к смешным ситуациям (матросы на вопрос о давлении в котле бойко рапортовали -- 120 атмосфер!), но никаких проблем не создавало.
Леонид.