|
От
|
Exeter
|
|
К
|
Frederick
|
|
Дата
|
20.01.2001 14:00:13
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
Продолжение о рейдерах
Здравствуйте, уважаемый Frederick!
>>Добавлю - и не просто промысловых судов, а три большие китобойные базы по 12 тыс.брт каждая, и 11 китобойцев, базировавшихся на них. На базах было 22 тыс.тонн китового жира! Самое удивительное, что почти все эти суда (в том числе все три плавбазы) в качестве призов благополучно добрались из Антарктики до оккупированной Франции (кроме одного китобойца, который Крюдер, назвав "Адъютант", использовал для постановки мин у Дурбана, и двух китобойцев, перехваченных англичанами).
>
>>Кстати, одна из этих китобойных плавбаз - "Пелагос" - была в 1944 г потоплена авиацией СФ в Киркенесе. Это самое большое судно противника, потопленное советской авиацией в ВОВ.
>Если можно, поконкретнее о ''Пелагосе''. Это во-первых.
Е:
Китобойная база "Пелагос" (12083 брт, построена в 1901 г, владелец - норвежская китобойная компания Bruun & v.d.Lippe из Тенсберга) была захвачена "Пингвином" в Антарктических водах 15.01.1941 г. С призовой командой "Пингвина" под командованием лейтенанта цур зее Крафта в марте 1941 г благополучно пришла во Францию. "Пелагос" была зачислена в состав ВМС Германии, с 1942 г использовалась в норвежских водах в качестве плавбазы и судна снабжения 24-й флотилии подводных лодок. Потоплена в ходе массированного налета ВВС СФ на Киркенес 24.10.1944.
Во-вторых, хотел бы уточнить некоторые отрывочные сведения по поводу блокадопрорывателей из Восточной Азии и просто торговых судов, которых война застала в нейтральных портах. Есть статистика с точными датами об этом? Кто, когда и куда прибыл (отбыл), какой груз, название судов.
Е:
Нет, у меня подробной статистики нет под рукой. В немецкой литературе есть.
У меня есть только общие данные - в начале войны в иностранных портах находилось около 470 германских торговых судов. Из них прорвались в Германию около 100 судов (общим тоннажем более 500 тыс.брт), было затоплено экипажами 40 судов, захвачено противником лишь 19 судов. Более 300 немецких судов остались интернированными в нейтральных портах. Это статистика только по начальному периоду войны. В дальнейшем немецкие суда продолжали попытки прорыва в Германию, но уже менее удачно. К апрелю 1940 г в нейтральных портах оставалось 198 судов, всего 78 судов было потоплено противником или затоплено экипажами, около 40 захвачены, около 150 прорвались в Германию.
Теперь о призах. Насколько было выгодно захватывать суда и командировать туда призовую команду, ведь союзники практически блокировали немецкие и французские. Есть у меня такая статистика по этому поводу: 31 блокадопрорыватель послан (правда, непонятно из Германии или из Азии) и только 17 вернулись, т.е. 55% кораблей все-таки прорвалась и это несмотря на то, что прорывались они с 1942 по осень 1944, в период наиболее сложный для немецкого надводного судоходства. Верна ли эта цифра и для призовых судов? Или процент их был выше (ниже)?
Е:
По блокадопрорывателям подробной статистики у меня также нет под рукой. Известно, что в 1941-1942 гг благополучно совершалось 70 проц их рейсов. С осени 1942 г вследствие широкого распространения у англичан РЛС и резкого увеличения радиуса и интенсивности воздушной разведки, потери немцев сильно возросли, и к концу 1943 г деятельность блокадопрорывателей сошла на нет. В 1943 г из 35 судов, вышедших в Германию из портов Восточной Азии, места назначения достигли лишь 16. Последним блокадопрорывателем вообще стал пароход "Озорно", прибывший во Францию в декабре 1943 г.
Что касается выгоды посылать в Германию захваченные немецкими рейдерами призы - то она была огромной, и оправдывала любой риск. 22000 тонн китового жира, захваченных на трех норвежских китобойных базах - это сырье для производства маргарина в Германии в течение не то 2, не то 3 месяцев (не помню сейчас точно)!! О судах с грузом каучука и цветных металлов, или о танкерах с топливом и говорить не приходится. Из призов вспомогательных крейсеров-рейдеров в Германию прорвались три вышеупомянутые китобойные плавбазы с 8 китобойцами (еще 2 были перехвачены англичанами и затоплены призовыми командами), еще 5 судна во Францию, 4 в Японию и 1 - в Итальянское Сомали. Ни один перехвачен не был, но по пути из Японии в Германию транспорт "Доггербанк" (б.англ."Сторбанк") был потоплен в Атлантике неизвестной ПЛ )предположительо, германской U-43).
С уважением, Exeter