|
От
|
Геннадий
|
|
К
|
Китаец
|
|
Дата
|
22.08.2003 00:16:28
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Суворов
Суворов действительно оставил немало указаний к построениям в наступлении и обороне. Наибольший интерес на мой взгляд представляет его инструкция австрийским войскам, т.к. французов, в отличие от турок или например поляков следует считать равным противником суворовским войскам.
Суворов указывает, что в отдалении от неприятеля войска идут рядами (ряд – 3 человека), потому что на походе это удобнее. На расстоянии около часа от неприятеля перестраиваются взводами (взвод, по Уставу 1796 года – 20 человек по фронту, три в глубину). В 1 тыс. шагов от неприятеля строятся в две линии. Во второй батальоны в сомкнутом строю, интервал между батальонами – 300 шагов, расстояние от первой линии – 200 шагов.
С 1000 шагов линия «обыкновенным шагом» подходит к неприятелю на 300 шагов. С этой дистанции пальба взводами, взводы стреляют 6 или 8 раз. Думаю, такая стрельба не столько для ущерба неприятелю, сколько для поднятия собственного духа и опущения неприятельского. Дальше – отбой и атака всем фронтом. Войска берут ружья наперевес и двигаются несколько усиленным шагом («военный шаг – аршин, в захождении – полтора аршина»). За 200 шагов от неприятеля по команде «марш-марш» войска удваивают шаг. На расстоянии 100 шагов – по команде «люди хватают ружья левой рукой и бегом бросаются на неприятеля с криком виват! Неприятеля надобно колоть прямо в живот, а если который штыком не приколот, то прикладом его».
При наступлении на артиллерию. «Подойдя на 80 сажен, т.е. к черте хорошего картечного выстрела, бегут вперед до 15 или 30 сажен до неприятельских пушек; то же самое… с 60 сажен или 180 шагов перед полковыми орудиями». Чтобы картечь «летела выше головы».
Но пехота армии, на которую наступают, открывает огонь с более короткой дистанции:
«Армия, стоящая на месте, открывает действие пушками. Ружейный огонь плутонгами начинается с 60 или 80 шагов. – а когда противник подойдет на 30 шагов, то стоящая армия сама двигается вперед и встречает атакующую армию штыками».
Отсюда мы видим (а также из «Науки побеждать»), что Суворов отвергает залповую стрельбу («против неприятеля не годится – он может сколоть и порубить, пока опять заряжают»); наступными плутонгами («против неприятеля сия ломаная линия не годится, он ее кавалерией изрубить может»); отступными плутонгами («ни о каких ретирадах в пехоте и кавалерии не мыслить!»). Остается стрельба плутонгами (взводами) на месте, как выше описано, при которой у половины строя всегда ружья заряжены (кстати, то же правило действовало в русской армии и в рассыпном строю – в двойке у одного «товарища» ружье всегда заряжено). И прицельная стрельба, для которой выделяемым в ротах лучшим стрелкам позволялось оставлять линейное построение.
О том, что Суворов никак не пренебрегал пехотным огнем, свидетельствует, например, и его указание (из «Приказа… по войскам Крымского и Кубанского корпусов»): «На мушкет сто патронов». ЕМНИП, у Фридриха Великого полагалось по 60 – а уж его никто не обвинял в небрежении пехотным огнем.
С уважением
- Re: Суворов - Александр Жмодиков 22.08.2003 14:43:14 (69, 5681 b)
- Re: Суворов - Геннадий 22.08.2003 15:09:32 (50, 4603 b)
- Re: Суворов - Александр Жмодиков 24.08.2003 15:31:58 (24, 4158 b)