|
От
|
Литвинов
|
|
К
|
Corporal
|
|
Дата
|
12.08.2003 09:16:39
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: ??? Утраченные...
>Не раз доводилось встречать в различных вариантах один и тот же тезис, что в феврале-марте 1943 г. наши-де упустили возможность отрезать путь к отступлению немцев с Кавказа и тем самым устроить им "второй Сталинград".
Думаю, что тут у Вас небольшое смещение во времени. Операция «Большой Сатурн», имевшая целью выход к Ростову и окружение группы армий «А» на Кавказе действительно имела место зимой 1942/43 годов. Но актуальна она была не в феврале-марте, а в декабре-январе. Однако, для проведения этой операции существовали серьезные препятствия. Первое из них заключалось в том, что при запланированной глубине операции проблемы снабжения приобретали характер неразрешимой задачи. Удовлетворительных железных дорог в большой излучине Дона не существовало. Дороги, подходившие к Ростову с севера, находились в стороне от направления главного удара и были от ст. Свобода под контролем противника. Все это означало, что снабжение войск при таком наступлении могло быть обеспечено только автотранспортом. При этом плечо подвоза достигало (от конечных станций ж/д) 300 км, при нормальном плече в 75 км. Наконец, в войсках Юго-Западного фронта просто не имелось достаточного количества автотранспорта. Не говоря уже о том, что полноценную проходимость в условиях дорог заснеженной степи имели бы только трехосные и полугусеничные автомобили. Но в конечном итоге этим можно было бы пренебречь, если бы не вторая проблема. Она заключалась в том, что стрелковые и механизированные соединения РККА имели очень разную подвижность. При установленной глубине наступления стрелковые войска, ни при каких условиях, не могли успевать за подвижными соединениями. Таким образом, последним пришлось бы вести бои с противником в глубине его обороны без поддержки стрелковых соединений. В то время как противник успевал бы перебросить к Ростову по ж/д не только резервы из Европы и с других участков фронта, но и часть своих соединений с Кавказа. Советские подвижные войска не были настолько многочисленны и не обладали такой огневой мощью, чтобы самостоятельно, без поддержки стрелковых дивизий, разгромить, к примеру, ТК СС и 2-3 ПД в районе Ростова. Исходом этих боев явились бы окружение и разгром советских подвижных войск до подхода стрелковых соединений, с последующей безнадежной борьбой, подходящих с марша СД, против компактной и подвижной немецкой группировки. Собственно так и происходило во всех случаях, когда советские подвижные войска вводились в прорыв с глубокими целями той зимой.
Однако, все выше перечисленное, разумеется, не являлось секретом для советского командования вообще и для ГШ в частности. В результате вместо глубокого наступления на Ростов был принят план последовательного взлома обороны врага с юга на север, операциями ограниченной глубины. Этот «каскад» операций привел не только к разгрому врага на южном фланге советско-германского фронта, но и к освобождению значительной территории СССР и, в частности, Ростова и изоляции на Кавказе 17-й ПА немцев. Первой операцией этого «каскада» стала операция «Малый Сатурн». Что касается упоминавшейся здесь возможности отхода немецких войск из Тамани в Крым, то оно было действительно возможно. Однако, отойдя в Крым, группа армий «А», оказалась бы исключенной из всего хода операций на советско-германском фронте месяца на три-четыре, как это и произошло с 11-й ПА летом 1942 года. Вывести быстро войска из Крыма на север, было не возможно из-за слабости местных железных дорог, и советские войска с Кавказа гарантировано упреждали противника, то есть наращивание советской группировки за счет войск с Северного Кавказа шло бы куда быстрее, чем немецкой за счет войск из Крыма. Именно поэтому в реальности немецкая 17-я ПА не ушла в Крым, а сковывала советские войска на Кубани. Если бы, паче чаяния, советские войска успешно осуществили бы операцию «Большой Сатурн», то и 1-я ТА действовала бы также как и 17-я ПА.