Интересно сопоставить, что на airforce.ru рассказывают о немцах наши летчики. Вот Н.Г. Голодников, истребитель, Северный флот: "Часто, чтобы бой выиграть – надо сильно рискнуть и переломить бой в свою сторону, а немцы рисковать не любили. Они если чувствовали, что бой равный или только начинает не в их пользу складываться, то предпочитали из боя выйти побыстрее".
Или вот: "Например. Прикрываем мы штурмовики. Появляются немецкие истребители, «крутятся», но не атакуют, считают что их мало. «Илы» обрабатывают передний край - немцы не нападают, концентрируются, стягивают истребители с других участков. Отходят «илы» от цели, вот тут и начинается атака. К этому времени немцы сконцентрировались и заимели численное превосходство в раза три. Ну, а какой в этой атаке смысл? «Илы»-то уже «отработали». Только на «личный счет». И такое было часто."
А вот Пунев, пикирующзий бомбардировщик Пе-2, Украина-Польша: "А.С. А бывало, что вас немецкие истребители атаковали «на отходе»?
Т.П. Бывало, но не часто. Нечасто, потому что смысл атаки теряется.
Немцы были грамотным, умелым и дисциплинированным противником. А рассказы о трусости и неумелости немцев это рассуждения «дьячков» - политработников.
В конце войны, бывало, немецкие истребители, влезали за нами в зону зенитного огня – настоящие камикадзе."
То есть на севере немцы к концу войны сильно "сдали". Зато над Германией дрались как черти. В чем дело? Разные немцы? На север посылали пилотов по остаточному принципу, а в ВФ "Рейх" -- отличников боевой и политической? Или дело в том, что над Германией проще было контролировать летчиков -- РЛС навели его на цель, и не скажешь на земле, что "не видел". Навскидку могу придумать еще один фактор: если уж не повезет, то быть сбитым над Германией куда приятнее, чем над Баренцевым морем (да и даже над сушей -- зимой, много ли шансов добраться до аэродрома?). Чем еще можно объяснить столь заметную разницу в поведении немецких истребителей?