От Cyberian Valenok Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.07.2003 16:52:44 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; WWI; Современность; Версия для печати

Турецкий кошмар. Россия до сих пор не решила "восточный вопрос".

Скромных размеров орда кочевников-османов, сдвинутых с места монголами в 13 веке, уже через два столетия "закрывает" Византийскую империю и создает собственную империю по берегам средиземного и черного морей. С первоклассным флотом и передовой армией. С янычарским спецназом, что формируется с помощью промывания мозгов из детей, отбираемых у подвластных христиан. (Как не поразится хитрости Востока). С террористическими формами правления, почти не смягчающимися с течением времени. С отмороженными вассалами в виде кочевых и горных племен Причерноморья и Кавказа. С довольно искусной дипломатией. Уже с 16 века Франция находится в постоянном союзе с Турцией.

Екатерина II жалуется французскому посланнику: "Что если бы вы имели в Пьемонте или Испании таких соседей, которые ежегодно заносили бы к вам чуму и голод, истребляли и забирали бы в плен по 20000 человек в год, а я взяла бы их под свое покровительство?" (Екатерина II и ее окружение, М, 1996, с.215).

Только при Екатерине Россиская армия и флот получают возможность мочить турков и начинается экспансия на юго-восток, к теплым морям. Экспансия в лучшем смысле этого слова. Для обеспечения безопасности российского общества (Ключевский много и хорошо описывает то изнурение, которое создавали для русского общества постоянные кочевые набеги по принципу раскрывающегося веера). Для возвращения плодородных территорий, некогда населенных славянами-земледельцами. Для освобождения христианских народов Балкан и Закавказья (От грузин остается уже едва ли 75 тыс. человек, армянам немного осталось, болгары - изнасилованный народ едва ли не в прямом смысле этого слова, сербы покидают исконние сво земли в Косово-Метохии). И, конечно, для отвоевания Проливов и размыкания Черного Моря.

Собственно лишь две русско-турецкие войны времен Екатерины можно считать идеально-удачными.
В 19 веке Турция получила еще одного мощного союзника - Англию. К середине 19 формируется мощная паневропейская коалиция против России и для защиты Турции.

Вся эта тематика получает название "восточного вопроса", orientalische Frage.

Результат крымской войны, начавшейся как очередная русско-турецкая война, хорошо известен. На Россию наваливается вся индустриальная Европа. В России это привело к первому серьезному общественному кризису.

Вход России в войну 1877-1878 был определен турецкими зверствами в Болгарии. Которые кстати всячески замалчивались "свободной" британской прессой. Турки уже получают вооружение, особенно стрелковое, от Англии и Америки.
Результатом кровопролитнейшей войны (одна Плевенская бойня чего стоит) стала украденная победа.
Россиская армия заканчивает войну в Сан-Стефано под Константинополем.
Английский флот угрожает войной. В Берлине на Россию опять давят хором все европейские державы и заставляют подписать невыгоднейший мирный трактат с Турцией. В разочарованной России общественный кризис, заканчивающийся убийством императора.

Далее Германия и Австрия становятся лучшими партнерами Турции на Западе. Для Германии Османская империя видится своего рода Индией. Немцы строят по всей Османской империи железные дороги. (В Сирии до сих пор катаются древние немецкие паровозы).

Россия становится все более осторожной в своих взаимоотношениях с Турцией и в вопросах дележа турецкого наследства на Балканах. Безропотно проглатывает аннексию в основном православной Боснии-Герцеговины австрияками (ранее такое трудно даже представить).

Однако "восточному вопросу" суждено взорвать Европу. Германо-французские противоречия вполне могли остаться локальными и замороженными. Но на Балканах и Малой Азии все три империи уперлись друг в друга, и разрешить "восточный вопрос" полюбовно, учитывая агрессивность мощных немцев, уже невозможно. Даже уже после начала 1 мировой войны Россия пытается не рассердить Турцию, не дать ей повода к войне, но грубая сушоновская провокация (дойче матрозен в фесках) кончает дипломатическую игру. Со входом Турции в войну Россия по сути обречена. Не так страшна турецкая армия, как страшны закрытые черноморские порты. Со снарядным голодом невозможно покончить с помощью импорта.

Мурманский порт приходит на помощь слишком поздно, армия уже истощена, общество расколото, потери слишком велики.

В Малой Азии совершается геноцид армян - за их симпатию к России. За убийство 1,5 миллиона человек так никто и не ответил, до сих пор турецкое правительство даже не принесло извинений.

Турция становится победителем по Брест-Литовскому миру и еще около 3 лет хозяйничает в российском Закавказье.
Как ни странно даже после аннулирования всех последстий Брест-Литовска наше правительство так и не попросила назад Карс, который до войны входил в состав Российской империи.

Долгое время Турция находится как бы на заднем плане. Но сегодня это опять мощная держава, серьезно угрожающая России.

Число мужчин, достигающих в год призывного возраста (20 лет) - 640 тыс. У страны - весьма активная демографическая
ситуация и доля молодых возрастов раза в два больше, чем у России.
Уклоняющихся от призыва - практически нет.
Оснащение армии - сейчас затрагивать не буду, но оно на высоте, как и должно быть у союзника Америки.
Националистическая пропаганда - от уровня школьного учебника и дальше.
Турки хорошо осведомлены о былых конфликтах с Россией и убеждены в том, что Россия "притесняет" их единоверцев на Кавказе. Просматривается также и уверенность в том, что Турция является победоносной державой.

Большинство кавказских народов имеет многочисленные диаспоры в Турции, а кавказские сепаратистские движения - хороший тыл.
Турецкая армия и спецслужбы действуют в классических традициях геополитики, чему свидетельство постоянные вторжения в северный Ирак и захват северного Кипра, поэтому можно оставить надежды на какое-то "смягчение" турецкой позиции по поводу Кавказа. Эта страна нынче во многом напоминает Германию начала 20 века, имея полный набор претензий на изменение своей роли в мире.