От Ертник С. М. Ответить на сообщение
К Архив
Дата 14.07.2003 06:43:01 Найти в дереве
Рубрики Армия; Администрации; Байки; Версия для печати

[2tevolga] Действительно, было такое "грязное" дело.

САС!!!
>Есть рапорт на имя Л.П.Берия от личного охранника Курчатова(:-))))(Излагаю не дословно, а смысл) Охранник сообщает, что во время обхода промплощадки Курчатов приказал ему остаться на отметке такой-то, а сам вместе с Е.П. Славским спустились на отметку такую-то и пробыли там вдвоем наедине примерно 15 минут. Охранник не посмел не выполнить приказа Курчатова, но просит в дальнейшем разобраться с ситуацией, т.к. он имеет два приказа 1. никогда не отлучаться от Курчатова, 2. выполнять ВСЕ(!) его указания.
>Охранник так и не понял почему его не пустили на отметку. Курчатов же со Славским спускались чтобы проверить ход загрузки реактора по наработке плутония - место весьма вредное для здоровья...

В установленных на первом промышленном реакторе алюминиевых каналах не была анодирована поверхность труб. При попадании воды в графитовую кладку из-за контакта графит-вода–алюминий начался интенсивный коррозионный процесс, и уже в конце 48 г. – массовая протечка труб и замачивание графитовой кладки. Из-за невозможности эксплуатации 20 января 1949 г. реактор был остановлен на капитальный ремонт. Штатно разгрузить его было невозможно, поскольку при прохождении урановых блоков по технологическому тракту повреждалась алюминиевая оболочка урановых блоков, что делало невозможным их повторную загрузку в реактор. А запасной загрузки урана в то время НЕ БЫЛО. Американцы тем временем исправно клепали атомные бомбы, испытывали их и разрабатывали планы один людоеднее другого (последний «монопольный» предусматривал бомбардировку 300 советских городов. Гитлеру такие масштабы и не снились…). Надо было делать выбор, либо останавливать реактор на один год (оценка Ю. Б. Харитона), либо спасти урановую загрузку и сократить потери в наработке плутония. Руководством ПГУ и научным руководителем было принято второе решение. Урановые блоки извлекались «присосками» через верх реактора с привлечением к этой «грязной» операции всего мужского персонала объекта. Неповрежденные урановые блоки из разрушенных ТК использовались для повторной загрузки в новые трубы из алюминиевого сплава с защитным анодированным покрытием. После извлечения из реактора. После извлечения из реактор урановых блоков графитовую кладку необходимо было сушить и только затем ставить новые каналы и загружать в них урановые блоки. Всего было извлечено 39 тыс. урановых блоков. Естественно переоблучение персонала было неизбежно. Игорь Васильевич Курчатов в то время получил большую дозу облучения, так как в центральном зале около его рабочего стола находились урановые блоки, и он их осматривал. По словам Е.П. Славского, работавшего тогда главным инженером комбината : «Эпопея была чудовищная. … Если бы досидел, пока все отсортировал, еще тогда он мог погибнуть».

Мы вернемся.