> ...пока патент не увижу - не верю. Так что где там проблема экстракции в А91 решена - пока мне непонятно.
а в чем дело? это проблема века?
У меня только интервью 1998 года с В.К. ЗЕЛЕНКО. На фотографиях понять трудно, вот на сем единственно можно предположить откуда.
НА ПУТИ К РОССИЙСКОМУ АВТОМАТУ XXI ВЕКА
Никто специально не подгадывал, но вышло так, что конкурс «Абакан» завершился к самому исходу столетия. И уж коли это случилось, возникает естественный вопрос: за рубежом еще с конца 80-х активно обсуждаются концепции стрелкового оружия будущего, создаются прототипы самых разных систем — а у нас, выходит, проблема уже решена? И ижевский АН-94 «автоматом» становится российским автоматом XXI века? Не слишком ли все просто? Об этом наш специальный корреспондент Игорь БОЕЧИН и постарался расспросить уже знакомого нашим читателям (см. № 5'98) заместителя начальника тульского Конструкторского бюро приборостроения и директора его филиала — Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО - КБП) В.К.ЗЕЛЕНКО.
В.К. Зеленко: «В российском автомате будущего должны компромиссно сочетаться хорошая кучность, небольшие размеры и вес, эргономичность, простота устройства и дешевизна производства. Плюс встроенный гранатомет».
Автомат А-91М: калибр - 7,62 мм (боеприпас образца 1943 г.), начальная скорость пули -715 м/с, прицельная дальность стрельбы - до 600 м, темп стрельбы - 600-700 выстрелов в минуту, емкость магазина - 30 патронов, тип автоматики - отвод газов, режим стрельбы -одиночный и автоматический, вес без магазина - 3,3 кг, длина - 662 мм, длина ствола -415 мм. Дополнительное оборудование - оптический прицел, гранатомет ГП-25 с выстрелами ВОГ-25, ВОГ-25П.
— Виктор Кириллович, не расслабились ли наши оружейники после конкурса «Абакан»? Ведутся ли сейчас какие-то новые работы по созданию отечественного автомата XXI века?
— Конечно же, наши специалисты, как и зарубежные, ведут поиск в этой области, прорабатывают различные варианты.
— А какой, по вашему мнению, перспективнее?
— Вопрос не совсем точен. Любое оружие создается с учетом боевых условий, в которых должно применяться. А они постоянно меняются. Следовательно, конструктору, исходя из накопленного опыта, надо прежде всего уметь многое предугадывать — например, как может измениться тактика пехотных подразделении или что понадобится частям особого назначения. Поэтому при проектировании новых образцов используются самые разные подходы и оценки.
— Например?
— Недавно мы подняли отчеты об испытаниях образцов, участвовавших как раз в упомянутом вами конкурсе «Абакан». По результатам этих испытаний определялась эффективность разных моделей по сравнению с АК-74. Эти материалы мы пересмотрели по методике, разработанной специалистами ЦНИИ точного машиностроения в подмосковном городе Климовске. Получилось, что наиболее полно соответствовал техническому заданию конкурса не его объявленный победитель АН, а ТКБ-0111 Г.А.Коробова.
— Какие же преимущества обнаружил «переоцененный» ТКБ-0111?
— Из него можно вести огонь одиночными выстрелами и очередями с темпом в 500 или 2200 выстрелов в минуту, либо фиксированными из трех пуль. У Никонова скорострельность составляет 600 и 1800 выстрелов в минуту, а фиксированная очередь — в две пули, что явно недостаточно, да и в техническом задании была предусмотрена очередь из трех пуль. По критериям ЦНИИточмаш ТКБ-0111 оказался эффективнее АН при стрельбе из положений лежа с упора и стоя, а в положении лежа с руки, характерном при перебежках, результаты были приблизительно одинаковыми. Но на испытаниях коробовский автомат проходил не по установленной для всех программе, а «факультативно». Тогдашнее же руководство ЦКИБ СОО не оказало Герману Александровичу такой поддержки, какую получил Никонов.
— Что же: новые перспективы связаны с прошлыми разработками?
— Не только. Совсем недавно у нас в КБП под руководством В.П.Грязева приступили к созданию автомата А-91М. Он выполнен по схеме «булл-пап», но без присущих ей двух главных недостатков. Во-первых, стреляные гильзы выбрасываются не вправо — пролетая перед глазами стрелка-левши, — а вперед; во-вторых, уменьшена загазованность в районе лица стрелка. Вперед и влево перенесена рукоятка перезаряжания, следовательно, правая рука бойца постоянно находится у спускового крючка. Удобна компоновка оружия: удлиненный ствол и короткий приклад образуют прямую линию.
Далее, на ствольной коробке А-91 М нет отверстий, а значит, в патронник не попадут грязь и песок (кстати, АК-47 и АК-74, хотя и числятся среди самых надежных, но именно по этой причине нередко отказывают). Введена верхняя рукоятка для переноски. Перед ее задней стойкой находится окно выброса гильз; на саму рукоятку можно ставить прицел - как обычный открытый, так и коллиматорный, повышающий эффективность огня по подвижным целям в 2,5 - 3 раза. Нести оружие в этом случае удобно и за нижнюю рукоятку, служащую также упором при стрельбе.
— А какой патрон выбрали для А-91М? Все тот же, с малой отдачей и повышенной начальной скоростью пули?
— Нет, эти «модные» некогда боеприпасы не оправдали возлагавшихся на них надежд. В КБП взяли за основу патрон 7,62x39 образца 1943 года, который ныне модернизируется и станет более мощным.
— Итак, с учетом сказанного, будущий отечественный автомат...
— ...мы, прежде всего, видим только в компоновке «буллпап». Она позволит обойтись без складывающегося приклада, утяжеляющего конструкцию, и не укорачивать ствол ради уменьшения длины оружия. А основные недостатки этой схемы, как уже говорилось, удается устранить. Что же касается самого проблематичного вопроса — об эффективности стрельбы, то мое мнение таково: еще с момента появления автомата и военные и разработчики упрощенно свели ее к кучности автоматического или одиночного огня. Именно потому и появились двухтемповые и сбалансированные образцы, в том числе на конкурсе «Абакан». Конечно, я тоже признаю большое значение этих характеристик — представьте себе автомат, из которого можно сплошной очередью (ну, пусть хотя бы и с расстояния 10 метров) расписаться на мишени. Понятно, что такой очередью, особенно трассирующими пулями, можно было бы поразить любую цель. Но каким образом добиться подобной кучности при существующем импульсе отдачи автоматного патрона и приемлемом весе оружия? Такое не удавалось еще никому. Далее — надо учесть поведение стрелка в бою. Забота о сохранении боезапаса заставляет его сразу прерывать очередь. А уж если он только что сделал перебежку, рывок на пределе физических сил, и должен вести огонь не по мишени, а по противнику, который сам в него стреляет... короче, вряд ли он сможет в боевых условиях реализовать превосходную кучность такого гипотетического идеального автомата. А ведь создание подобного оружия потребовало бы огромных затрат средств и времени.
— Предусмотрена ли в отечественном стрелковом оружии XXI века «гранатометная часть»?
— Безусловно. Автоматы Калашникова давно оснащают съемным однозарядным подствольным гранатометом ГП-25; его заряжают с дула выстрелами ВОГ-25. У А-91М для него предусмотрено посадочное место над передней частью ствола. По мнению некоторых специалистов, решение не очень удачное, поскольку центр тяжести оружия смещается и оно оказывается не столь устойчивым при стрельбе. Но так или иначе, в современных условиях без подобного гранатомета не обойтись: только он обеспечивает уверенное поражение противника даже в укрытии. Опыт последних вооруженных конфликтов — в Афганистане, бывшей Югославии, в Чечне, где обе стороны использовали главным образом АК с подствольниками, показал, что большинство ранений (до 80%) приходилось не на пули, а на осколки гранат.
Однако таким гранатометам свойствен существенный недостаток - перезарядка с дульной части требует известного времени, что мешает в боевых условиях. Поэтому все чаще появляются многозарядные гранатометы, совмещенные с автоматом. И если у нас удастся создать высокоэффективную гранату калибром 20-30 мм, по точности превосходящую ВОГ-30, то армейский автомат XXI века вполне может обладать двумя стволами — один под патроны калибра 7,62 мм, другой для стрельбы гранатами. Взаимное расположение стволов может быть и горизонтальным. Отдельная тема — прицельное устройство будущего. Это может быть монитор с перекрестьем на экране, закрепленный перед глазом стрелка и связанный по радио с оптическим прицелом на автомате. Такая система позволит бойцу открывать огонь на поражение с бедра или из-за укрытия. Вместо оптического прицела ничто не мешает смонтировать на оружии и миниатюрную ночную видеокамеру.
— Когда же следует ожидать появления нового автомата?
— Что можно сказать? Мы занимаемся этой проблемой постоянно, идут коллективные обсуждения, учитываются мнения всех. Отрабатываем А-91М, ведем теоретические изыскания. Катастрофически не хватает прежнего государственного финансирования, но все равно работаем — за счет собственных средств.
Между тем в иностранной печати уже появились сообщения о создании подобных комплексов. Так, в США рекламируют систему, включающую штурмовую винтовку калибра 5,56 мм, «запараллеленную» с 20-мм многозарядным гранатометом, нашлемное прицельное устройство и индивидуальный комплекс электронной аппаратуры различного назначения, в том числе для спутниковой связи. Американцы признают, что такое вооружение и экипировка обойдутся недешево и если будут приняты (а за этим, уверен, дело не станет), то сначала для оснащения сравнительно небольших элитных подразделений, укомплектованных профессионалами. Лишь они, а не отбывающие короткую воинскую повинность призывники, способны достаточно эффективно использовать столь сложную и дорогую технику. Нам же, чтобы в который раз не перейти из лидеров в догоняющие, необходимо прежде всего срочно выработать и согласовать окончательную концепцию автомата XXI века, а затем незамедлительно развернуть опытно-конструкторские работы и приступить к созданию опытных образцов. Все это вполне реально: и кадрами, и производственной базой и нужным заделом мы располагаем.
— Чего же не хватает?
— Государственной поддержки отечественного военно-промышленного комплекса вообще и тульских научно-исследовательских учреждений и оружейных предприятий в частности.
— Надеемся, что вы все-таки такую поддержку получите...
— Мы тоже