От Андю Ответить на сообщение
К All
Дата 10.06.2003 01:58:23 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Алексею Исаеву про решение Гота на поворот к Прохоровке. И не только. (+)

Приветствую !

Выдержки из книги : Steven H. Newton, "Kursk. The German View", DA CAPO PRESS, 2002.

Автор пользуется в своих размышлениях по поводу "заранее запланированного поворота немцев к Прохоровке" следующими материалами :

1. Выдержки из воспоминаний Theodor Busse (НШ ГА "Юг"), стр. 18.

...
Главные наступательные действия в направлении Курска и ответственность за установление быстрого контакта с 9 А были возложены на 4 ТА. Мы предполагали, что резервы противника (в первую очередь, танковые части) могут быть, по всей видимости, быстро выдвинуты с востока ещё до соединения [9 А и 4 ТА]. То, что эти силы должны быть встречены и скованы в окрестностях Прохоровка, рассматривалось нами, как предпосылка для общего успеха операции. Т.о., 2 тк СС, находившийся на правом фланге 4 ТА [...], был развёрнут параллельными эшелонами вправо, по обе стороны Волховец, готовый к движению к Прохоровка.
48 тк 4 ТА [...] должен был прорвать оборону противника по обе стороны от Бутово и осуществить быстрый выход к южному берегу р. Пена, поддерживая контакт со 2 тк СС. Первой задачей 48 тк после достижения им р. Пена была защита левого фланга 2 тк СС от ударов крупных советских танковых сил, предположительно находившихся в окрестностях Обоянь.
...

2. Выдержки из воспоминаний Friedrich Fangohr (НШ 4 ТА), стр. 71-73.

...
Фельдмаршал фон Манштейн и генерал Гот обсудили использование сил и проведение наступления в деталях 10-11 мая, когда командующий ГА посетил штаб 4 ТА. Генерал Гот подготовил несколько новых идей, касающихся наступления, и фельдмаршал фон Манштейн принял их за основу для всего будущего оперативного планирования. Генерал Гот, выдвигая свои предложения, принял во внимание некоторые замеченные изменения в расположении советских сил. Например, стало ясным, что 10 тк русских был сконцентрирован в окрестностях Обоянь [ошибка, т.к. под Обоянью была дислоцирована 1 ТА Катукова, а 10 тк находился восточнее -- Андрей Чистяков], и в течении нескольких дней середины июня [по-видимому, здесь также ошибка, т.к. речь шла о майском совещании -- Андрей Чистяков] наблюдалось очень интенсивное автомобильное движение в направлении Воронеж-Курск. Также, значительная концентрация сил противника сохранялась вдоль р. Оскол к востоку от Курска. Генерал Гот сделал, т.о., вывод, что русские догадались о наших планах и выдвигают часть своих стратегических резервов к западу для того, чтобы иметь их рядом и в высокой степени готовности.

На основании данной оценки генерал Гот решил, что приказ "наступать в северном направлении вдоль дороги на Обоянь" не должен интерпретироваться буквально. По мнению Гота, местность и расположение противника препятствуют подобному манёвру. Приблизительно в 20 км к югу от Обоянь местность начинает опускаться к северо-восточному и северному берегам Псёла и постепенно поднимается затем на его противоположном берегу, предоставляя русским прекрасную позицию для наблюдения. Места для переправ через Псёл в Обоянь и вокруг неё были крайне узки из-за многочисленных запруд, которые невозможно было обойти из-за хода русла реки. За Псёлом, по обе стороны от Обоянь и к юго-востоку от города, любая русская дивизия, отброшенная от Белгорода, сможет также найти себе естественную запасную оборонительную позицию и пункт сбора.

Генерал Гот также предположил, что советские стратегические резервы (включая несколько танковых корпусов) войдут в сражение, быстро продвинувшись через узкий проход между реками Донец и Псёл в районе Прохоровка (примерно 50 км к северо-востоку от Белгород). И если передовые части 4 ТА будут в этот момент вовлечены в тяжёлые бои за переправы через Псёл около Обоянь, атака русских танков на наш правый фланг произойдёт именно тогда, когда мобильность танковых дивизий будет резко ограничена рекой. Из-за этого ситуация может быстро перерасти в катастрофу, и генерал Гот решил строить свои планы так, чтобы столкновение с советскими танковыми резервами у Прохоровка предшествовало наступлению на Курск. Он считал жизненно необходимым использовать максимально возможные силы в подобном бою и заставить противника встретить нас на местности, выбранной нами же, и там, где танковые дивизии смогут использовать свою превосходную мобильность, не стеснённую рекой Псёл. Соответственно, после прорыва оборонительной линии противника 2 тк СС не будет двигаться прямо на север, через Псёл, а резко повернёт на северо-восток, к Прохоровка, чтобы уничтожить русские танковые силы, которые мы ожидали встретить там. Такой манёвр также давал то преимущество, что он позволял нам находиться намного ближе к предполагаемому направлению наступлению 3 тк Армейской Группы Кемпфа, повышая возможность взаимодействия двух внутренних флангов армий на поле боя.
Подобная перспектива также привела генерала Гота к изменению задачи 48 тк на нашем левом фланге. После начального прорыва в районе Черкасское, корпус не будет двигаться на север, к р. Псёл, а должен был прикрыть фланг 2 тк СС во время поворота последнего на северо-восток. Такой манёвр должен был прикрыть фланг обергруппенфюрера Гауссера в то время, когда его корпус будет продвигаться к решающему столкновению, а также, возможно, обеспечить дополнительное усиление во время него.
...

А вот, что пишет сам Steven H. Newton, помимо упоминания приведённых выше отрывков :

Факт, что подобная интерпретация является радикальным поворотом от "generally accepted veiw" [я оставил этот термин, т.к. он очень хорошо определяет истоки наших обычных заблуждений :-) -- Андрей Чистяков] является, между тем, очевидным из послевоенных свидетельств самого Гота о том, что он всегда был уверен, что "будет лучше разобраться сначала с противником, ожидавшимся у Прохоровки, перед продолжением нашего движения на север, в направлении к Курску". Т.о., командир 4 ТА отрицает то, что поворот 2 тк СС к Прохоровке представлял собой какое бы то ни было фундаментальное изменение в его изначальном плане наступления : он всегда считался с необходимостью поражения советских танковых резервов в этой зоне, как с предварительным условием наступления на Обоянь и Курск.

Далее Newton ссылается на книгу Карелла "Scorched Earth", как "прогерманский источник", придерживающийся аналогичной точки зрения, замечая, однако, в сноске, что Карелл опирался на мемуары самого Гота.

Отвлекаясь немного от Прохоровки, хочу заметить, что с этими мемуарами много для меня непонятного. Немецкое издание, логически переведённое у нас, как "Танковые операции", имеет следующие исходные данные :

Hoth H., Panzer-Operationen. — Heidelberg, Kurt Vowinckel Verlag, 1956

Наш перевод, помещённый в т.ч. и на "милитере", это : Гот Г., Танковые операции. — М.: Воениздат, 1961

У Newton ссылка на мемуары Гота выглядит как : Hermann Hoth, Panzer-Operationen. — Heidelberg : Scharnorst Buchkameradschaft, 1956. В другом месте, они же датированы уже 1966 г. и издательство на этот раз совпадает с указанным в нашем, русском переводе. Странно.

Сам Newton мемуары Гота ругает -- нечитабельны, туманны, разочаровывающи, мало используются в связи с этим другими исследователями. Мне, как читавшему их русский перевод, так не кажется. Однако, в дополнение ко всей неразберихе приведённая выше послевоенная фраза Гота, якобы, даётся по тексту его книги (страница 32), хотя в русском переводе нет ничего о событиях 1943 г., а всё ограничено 41-м годом и периодом командования Готом 3 ТГ. Что это ? Неполностью переведённая книга, неполностью переведённая серия книг или же обычная ошибка ? Хотелось бы разобраться.

Возвращаясь к Прохоровке. Newton безусловно понимает, что подобные послевоенные заявления могут преследовать, например, чисто оправдательную цель. Однако, он указывает на то, что в распоряжении F. Fangohr при написании данной записки для американцев были материалы 4 ТА, а также на то, что совещание 10-11 мая между Готом и Манштейном действительно имело место. Т.е., вероятность достоверности изложенного двумя немецкими генералами является высокой.

Далее. Дополнительным и очень важным свидетельством является прямое указание Прохоровки, как цели, в приказах Гота по 4 ТА от 28.06.43 и Гауссера по 2 тк СС от 01.07.43. Тексты приказов даны в книге S. Stadler, а перевод последнего из них на английский -- в недавно вышедшей книге J. Restayn и N. Moller. В разделе Korpsbefehl Nr. 17, посвящённом задачам 2 тк СС, прямо говорится : "... Затем он [2 тк СС] достигает окрестностей Прохоровка основными силами, двигаясь южнее Псёла. Ближайшей целью являются Прохоровка и переправы через Псёл в окрестностях Васильевка". На Прохоровку соответствующий приказ нацеливал и части 3 тк.

Опять же, подтверждающим, с точки зрения Newton, предположение относительно заранее обдуманного поворота к Прохоровке, является и ход военных игр, проводившихся накануне "Цитадели" в войсках ГА "Юг", когда разыгрывался, например, план поворота 2 тк СС к Прохоровке после достижения 48 тк р. Псёл.

В заключение по вопросу о повороте к Прохоровке Newton пишет :

Сложившиеся условия не были теми, какие Гот предпочёл бы иметь в идеале для наступления на Прохоровку. Изначально он надеялся, что 48 тк пересечёт р. Псёл 7 или 8 июля, и что 3 тк Кемпфа прикроет правый фланг Гауссера. Танковый генерал также планировал поддержать танково-гренадёрские дивизии СС значительным количеством "Пантер". Ничего из этого не произошло. 1-ая ТА [Катукова] вцепилась в левый фланг корпуса Кнобельсдорфа, 3 тк завяз в обороне 7-ой гв. А [Шумилова], и 10-ая танковая бригада ["Пантер"] имела только 14 боеготовых машин. Но 5-ая гв. ТА [Ротмистрова], усиленная двумя дополнительными танковыми корпусами, всё таки выдвинулась из глубины русских резервов и расположилась для удара именно в той манере, которой Гот наиболее опасался. Гот верил, что 48 тк мог бы, имея дополнительно 24 или 48 часов, очистить свой фланг и подготовиться к форсированию Псёла, он надеялся, что 3 тк сможет в это же время прорваться и освободиться для поддержки Гауссера. Но уже 9 июля суровой реальностью было то, что единственной силой, способной противостоять советским танковым резервам, были дивизии СС. И настоящим выбором Гота было, либо дать 2 тк СС осознанно встретить русские танки на, пусть и частично, но выбранной местности, либо же остановиться и ждать удара. Во вселенной немецкой танковой тактики это вряд ли представляло собой даже какой-либо выбор.

3. Также я хочу привести маленький отрывок из текста Hans Seidemann (коммандующий VIII авиационного корпуса 4-го воздушного флота) по поводу непосредственной авиаподдержки наземных войск на Юге Курского выступа. Когда-то об этом был небольшой спор по инициативе ув. Игоря Куртукова.

...
Генерал Десслок/Dessloch [коммандующий 4-м ВФ Люфтваффе -- Андрей Чистяков] определил VIII АК, как задачу, непосредственную/прямую поддержку 4 ТА и Армейской Группы Кемпфа. Я получил инструкции сконцентрировать свои силы только в точках главных ударов, что предопределяло поддержку наземных войск в остальных секторах только на основе срочных вызовов. Авиационные соединения, включая соединения бомбардировщиков, должны были быть использованы непосредственно над полем боя в чисто тактических задачах. Стратегические цели в тылу обороны русских могли быть атакованы только в случаях, включающих в себя передвижения войск в зоне Обоянь-Курск и по ж/д целям в Старом Осколе или Валуйках.
...


Карта наступления 4 ТА (план Гота) с большим количеством опечаток :



В заключении, о самой книге Ньютона. Говоря просто, я рекомендую её всем интересующимся Курской Битвой и ВОВ. После приснопамятного "Статистического анализа" Франксона и Зеттерлинга и ещё более раннего "Курска" Гланца это, пожалуй, наиболее достойное издание по КБ, вышедшее за рубежом. В то время, когда остальные издательства и авторы "увлекаются" преимущественно фотоальбомами, Ньютон выпустил добротный труд, включающий в себя кроме воспоминаний вышеперечисленных авторов, сделанных после войны для наших "заклятых американских друзей", ещё и воспоминания Рауса (АГ Кемпфа, 11 АК), Грёбена (9 А), Клесса (6 ВФ Люфтваффе), Теске (ж/д сообщение в ГА "Центр"), Рендулича (35 АК), фон Романа (20 АК), Франке (6 А). Они касаются, как собственно боёв в ходе "Цитадели", так и боёв под Орлом, Харьковом и на Миусе. Сам Ньютон также написал несколько интересных глав, проанализировав не только "поворот к Прохоровке", но и бои 4 ТА и АГ Кемпфа, состав 9 А, и дав общую оценку ситуации у немцев до и после КБ. По крайней мере, она не является настолько подчёркнуто пронемецкой, как у Зеттерлинга и Франксона, и, хотя и не опирается на столь большое количество источников, как у Гланца, является... достаточно обоснованной и небезинтересной. :-) Как и вся, подчеркну ещё раз, книга.

Жаль, что г. Ньютон мне за рецензию денег не заплатит. ;-) Хотя, карты в книге у него и плохие...

Всего хорошего, Андрей.