>>Причина разногласий была Брестская уния 1596г. Права православных и католиков дворян были уравненны ещё в 15 веке (крестьяне не были субьектом права до 18 века).
>Прекрасное польское законодательство - много лучше московского. (это про крестьян, не субъектов права).
Я не юрист, но право ВКЛ было лучше московского. Могу найти оценки специалистов. Есть какая книжка М.Яковенко об основах права ВКЛ.
>>Однако после заключения унии, государство всячески поощряло переход православных к греко-католическому обряду. Попутно передавалось церковное имущество в ведение греко-католиков,
>"поощряло" - это очень эээ ловко сказано. Правильнее - принуждало.
Принуждение это насильственность, насильно православных не перекрещивали, значит, более корректным ювляется термин "поощряло".
>>Решение было политическим, направленным на устранение церковной зависимости подданных ВКЛ от московского митрополита.
>А вот тут враньем попахивает - во-первых не митрополита а Патриарха, во вторых была ведь и киевская митрополия. Причем не подчиненная Москве. Так что политика на втором месте, на первом - стремление католиков прибрать к рукам новые территории и извести православие.
Уже приводилась цитата о московском патриархе и сути московского православия. http://litopys.narod.ru/rizne/davis.htm
В сущности это трактовали как лёгкую форму "пятой коллоны" и на это были все основания.
>А вопрос о равенстве прав православной шляхты и духовенства так и не был решен впрлоть до времен Екатерины великой.
Если Вы о времени до Брестской унии, то в 1434 году ВКЛ Жыкгимонт Кястутович издал привилей уравнивающий права русинов (православных). После Брестской унии была уже другая ситуация.