От VAF Ответить на сообщение
К Dassie Ответить по почте
Дата 03.06.2003 12:30:30 Найти в дереве
Рубрики Космос; Версия для печати

Для шаттлов.

Программа вывода на орбиту и посадки.

МКК стартует вертикально. При старте работают оба твердотельных
ускорителя и 3 ЖРД основной двигательной КК. Суммарная стартовая
тяга 3000 т. Вертикальный участок траектории полета - 5 с, а затем
происходит запрограммированное изменение угла тангажа с таким
расчетом, чтобы на протяжении всего участка выведения верхняя
часть КК была обращена к Земле. На 122-й секунде полета (высота 43
км скорость 1,36 км/с) и на удалении 46 км от места старта
происходит отделение твердотопливных ускорителей от топливного
бака. Апогей траектории полета отделившихся блоков составляет 76
км. Парашютная система срабатывает, когда ускорители снижаются до
высоты 16,5 км (скорость - 0,73 км/с). Через 5 мин 45 с от момента
старта ускорители опускаются в океан, вода заполняет 75\%
внутреннего объема. Образовавшееся при этом воздушная подушка
обеспечивает плавучесть в течении 72 часов. Ускорители
вылавливаются специальным спасательным кораблем и возвращаются на
стартовый комплекс для восстановительного ремонта и снаряжения с
целью повторного использования.

Космический корабль продолжает полет, используя основную
двигательную установку. Через 8 мин 30 с (высота 113 км),
двигатели выключаются (момент выключения зависит от параметров
расчетной орбиты). Через 8 мин 45 с (высота 120 км, скорость 7,4
км/с) происходит отделение подвесного топливного бака, который
продолжает полет по баллистической траектории и разрушается при
входе в плотные слои атмосферы. Осколки падают в океан на удалении
16000 км от полигона запуска. Через 9 мин 50 сек. КК выходит на
начальную эллиптическую орбиту с высотой перигея 93 км и высотой
апогея 185 км. На 10-й минуте двигатели выключаются, а затем
производятся повторные включения ЖРД маневрирования для перевода
КК на рабочую орбиту, а потом в зависимости от задач полета
производятся операции на орбите.

При завершении расчетной программы полета КК разворачивается
хвостовой частью по вектору скорости, торможение обеспечивают
двигатели маневрирования. До входа в атмосферу КК снова
разворачивается носовой частью по полету. Высота входа в атмосферу
составляет 120 км, скорость 7,98 км/с, угол наклона траектории к
местному горизонту 0,82 град, угол крена - нулевой. Угол атаки на
высоте 45 км уменьшается, и на высоте 21 км достигает величины 10
град. С высоты 21,3 км (скорость 478 м/с) начинается гашение
скорости, оно достигается движением КК по спирали с радиусом 45
км, центр которой находится в 17 км от посадочной полосы. С высоты
3 км начинается этап захода на посадку, посадочная скорость равна
322 км/ч, максимальная длина пробега на посадочной полосе 3000 м.