От Deli2 Ответить на сообщение
К Rated~X Ответить по почте
Дата 27.05.2003 16:51:14 Найти в дереве
Рубрики Артиллерия; Версия для печати

Re: стоит анализировать...

>>Всё таки Иван более сравним с Калигулой или Нероном, последний тоже считал себя талантливым и образованным.
>Однако... Вы через чур резки здесь. Грозный не "тоже считал себя", а именно был весьма талантливым и образованным человеком своего времени. И об этом совершенно недвусмысленно говорят созданные им каноны и молитвы. Хотя под образованностью Вы, видимо, понимаете образование западного типа...

Судя по переписке, общался царь с людьми "западного типа", то, что в письмах цитировал церковную литературу могло бы произвести впечатление на схоластов 13-14, может даже 15 века.

>>Лучше всего Ивана характеризуют его послания. При критическом их прочтении можно сделать выводы о слабой ориентации царя как в делах экономических, так и в дипломатических.
>А можно продемонстрировать - как Вы пришли к таким выводам? Т.к. Ваши дальнейшие доводы (большинство их я скипанул) не кажутся мне убедительными - вырванные из исторического контекста письма мало о чем говорят. (Кстати, в той книжке откуда были взяты тексты с приведенного Вами сайта были еще и минимальные, но коментарии :).

Вот именно, надо учитывать исторический контекст. Вот что вещает царь об торговом сотрудничестве с Британией:

"Послe этого нам стало известно, что к Двинской пристани прибыл от тебя посол Томас Рандольф, и мы милостиво послали к нему своего сына боярского и приказали ему быть приставом при после, а послу оказали великую честь. А приказали спросить его, нет ли с ним Антона; он же нашему сыну боярскому ничего не сказал и начал говорить о мужицких торговых делах; а Антон с ним не пришел.
Когда он приехал в наше государство, мы много раз ему указывали, чтобы он известил наших бояр о том, есть ли у него приказ от тебя о делах, о которых мы передали тебе с Антоном. Но он нелепым образом уклонился. А писал жалобы на Томаса и на Ральфа и о других торговых делах писал, а нашими государственными делами пренебрегал. Из-за этого-то твой посол и запоздал явиться к нам; а затем пришло божье послание - моровое поветрие, и он не мог быть принят. Когда же время пришло и божье послание - поветрие - кончилось, мы его допустили пред свои очи. Но он опять говорил нам о торговых делах. Мы высылали к нему своего боярина и наместника вологодского князя Афанасия Ивановича Вяземского, печатника своего Ивана Михайлова и дьяка Андрея Васильева и велели его спросить, есть ли у него поручение по тем делам, о которых мы передавали тебе с Антоном. Он ответил, что такое поручение с ним тоже есть. А мы поэтому оказали ему великую честь, и он был принят нами наедине. Но он говорил о тех же мужицких торговых делах и лишь изредка касался того дела. А нам в то время случилось отправиться в нашу вотчину Вологду, и мы велели твоему послу Томасу ехать с собой. А там, в Вологде, мы выслали к нему своего боярина князя Афанасия Ивановича Вяземского и дьяка Петра Григорьева и велели с ним переговорить, как лучше всего устроить между нами это дело. Но посол твой Томас Рандольф все время говорил о торговом деле, и едва его убедили поговорить о тех делах. Наконец договорились об этих делах, как следует эти дела устроить, написали грамоты и привесили к ним печати. Тебе же, если тебе это было бы угодно, следовало таким же образом написать грамоты и прислать к нам послами достойных людей и с ними вместе прислать Антона Янкина. Прислать Антона мы просили потому, что хотели его расспросить, передал ли он тебе те слова, которые мы ему говорили, угодны ли тебе наши предложения и каковы твои о них намерения. И вместе с твоим послом послали своего посла Андрея Григорьевича Совина."


Возможно надо читать больше, чем написанно в "Посланиях Ивана Грозного" под.ред.Лихачёва и Лурье или "Посланиях ИГ Курбскому", но в письме англиской королеве бросается в глаза, что собеседники попали в тупик взаимонепонимания. Дела, которые важны для Англии, абсолютно не волнуют царя Московии. Торговля для него нецарское "мужицкое дело", он открыто выражает своё возмущение предложением Елизаветы обсуждать эту тему. Как должны были выглядеть такой политик и такая дипломатия европейцам "западного типа", ведь уж 16 век на дворе...

>>Во многих его письмах широко расписанна идея божественного происхождения царя. Цитаты из разных церковных книг, призванные возвысить самодержавие Ивана, были бы вполне уместны в Европе в веке 14-15, но для 16 века такие аргументы выглядели заносчивым пустословием.
>Однако это не пустословие на Руси XVI века. И это показывает, что Иван был цельным человеком и не пользовался одними концепциями для внутреннего, а другими для внешнего употребления.

В таком случае образованным человеком Ивана назвать можно с большими оговорками, так же как и безграмотного шамана из племени тумба-юмба, который знает много местных заклинаний.

> Хотя согласен - Грозный был на редкость многословным.

Читать его видимо было утомительно не только потомкам. Лурье что то упоминает о реакции польских послов на ивановские излияния.

С уважением, http://memorandum.tinklapis.lt