От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 24.05.2003 12:47:42 Найти в дереве
Рубрики Современность; Космос; Версия для печати

небольшой комментария

> http://kuasar.narod.ru/news/2003-05/20-05-2003.htm

>Без претензий

Комментарий отражает версию и выводы по все еще неполностью открывшимся обстоятельствам спуска Союз ТМА-1.

Режимы спуска КА Союз ТМ и работы СУС - автоматический, ручной управляемый и балиистический(АУС,РУС,БС). Управление производится небольшими поворотами по крену и малыми управляющими воздействими.
На БЦВМ производятся расчеты для всех витков полета КА, как на шататный полигон посадки, так и в выделенные районы приземления и приводнения по всему шарику. Районы посадки записаны в документации. УС расчитывается ежесуточно на так называемые первые суточные витки(и предпослдений суточный), при котором призелемление происходит на штатный полигон (многугольник в извектсном стандарном районе).Расчеты БС производятся на каждый виток.(В случае пожара например, спуск с последующим приводнением возможен в районе Желтого моря и т.п., в тот район, который подвернется на данном витке) Посадка в режиме БС входит в штатный перечень и космонавты тренируются с учетом этой возможности . Космонавты задают зачеты по овладению РУСом как режимом(на сайте новости космонавтики описано, как космонавты _данной экспедиции на МКС_)сдавали такие зачеты.
В случае штатной посадки на певром суточном витке(долгота восходящего узла витка превышает 22 градуса) первый и основной вариант -АУС. ).Точкой прицеливания служит точка на высоте раскрытия основного парашюта (7 км кажется), а не на земле. РУС является _резервным_(и прямо скажем нежелательным режимом - от космонавтов требуется управление процессом на участке перегрузок, и т.п.). Случаев спуска на РУС не помню. Случаев спусков на БС было несколько, в том числе весьма драматичесокм(Комаров, Рукавшинкиов-Какалов Союз-33, см ниже еще другой пример -Ляхов,вот это настоящая нештатная ситуацмя).
В случае , если в момент включения ТДУ на торможение в момент, рассчитанный из условий попадания в штатную точку посадки на АУС, происходит сбой СУС, проходит определенная команда - КОС (так кажется).
Включение ТДУ не отменяется, но происходит так называемый "срыв на БС". Точка посадки при срыве на БС _ШТАТНО_ рассчитывается вместе с точкой посадки на каждый штатный виток посадки КА Союз и входит в обязательную форму, передаваемую на борт КА, среди немногих прочих данных . Форма 101(если не вру с номером) - это "БС на сутки на все витки", форма 512 - АУС _и точка посадки при срыве на БС_. Отдельная форма по РУС. Все это передается на борт ЦУПом по согласованию результатов, основанных на независимых методиках расчетов трех наземных центров в дополнение к расчету на БЦВМ.

Командир Союза уже на земле утверждал,что в момент включения прошла команда КОС. Это означает, что корабль пошел на БС (произошел на жаргоне"срыв на БС"). Но в словах зама ген.конструктора прозвучала явная претзия к экипажу, который не сообщил вплоть до момента утраты связи одного ключевого момента - о том, что прошла команда КОС. Последующие приключения в первую очередь вызваны именно этим обстоятельством. Утверждаю, что расчетная точка срыва на БС ( в район которой они и угодили)была заранее известна,более того,входила в штатную циклограмму и комплект информации у поисковиков и у экипажа и у ЦУПа.
Моя версия выводов такая. Космонавты, конкретно командир,должен был об этом сообщить по громкой во время сеансов связи после отработки тормозного импульса. Но в комиссии и т.п.решили разойтись"без претензий". Поэтому из сообщений агенств рисуется противоречивая картина. Ничего экстремального и тем более страшного не произошло, но, учитывая конкретные обстоятельства, рыльце в пуху прежде всего - у космонавтов. Поэтому зам генерального в речи и не сдержался от упреков. Традиционно космонавтов, а тем более тех кто возвращается после длительных экспедиций и сложных перепетий, жалеют и делают скидку на их сотсояние, так было не раз,и тут тоже ничего экстраординарного не случилось,такое (снисхождение) тоже практиковалось.

=======


приложение
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/233/32.shtml
...
Сформировать экипаж без бортинженера удалось благодаря тому, что еще в сентябре 1985 г. (после эпопеи по спасению «Салюта-7») в ЦПК была создана группа космонавтов-спасателей, в которую были включены опытные командиры кораблей: В.Ляхов, А.Березовой и Ю.Малышев. В 1985–1987 гг. эти космонавты прошли специальный курс тренировок и были подготовлены к выполнению космического полета в одиночку (без бортинженера) для проведения спасательных работ и эвакуации с орбитальной станции одного-двух раненых или больных космонавтов (это стало особенно актуальным после заболевания на орбите В.Васютина). А в 1988 г. В.Ляхов, А.Березовой и Ю.Малышев приступили к подготовке к полету на «Союзе ТМ-6», возглавив соответственно основной, дублирующий и резервный экипажи (без бортинженеров).
Выполнив кратковременный полет, В.Ляхов и А.Моманд совершили посадку на «Союзе ТМ-5». При этом произошла очень опасная аварийная ситуация, которая развивалась следующим образом. Посадка «Союза ТМ-5» планировалась на 6 сентября 1988 г. В соответствии с циклограммой спуска В.Ляхов вручную отстрелил БО (на кораблях «Союз Т» и «Союз ТМ» отделение БО производилось еще на орбите до выдачи тормозного импульса, что давало значительную экономию топлива). И вот, вскоре после этого возникла нештатная ситуация, которая быстро переросла в аварийную.
Из-за отказа датчика инфракрасной вертикали системы ориентации корабля в расчетное время не включился двигатель (СКДУ). Однако через 7 мин ориентация корабля восстановилась и БЦВМ неожиданно запустила СКДУ. Время включения было нерасчетным, и поэтому В.Ляхов через 6 сек вручную отключил двигатель. Спуск был перенесен на следующий виток. Во время сеанса связи операторы ЦУПа заложили на борт корабля новую циклограмму спуска, но, по роковому стечению обстоятельств, она оказалась ошибочной: двигатель включился вовремя, но, отработав всего 7 сек, отключился. Тогда командир корабля снова его включил, но через 14 сек он опять отключился. В.Ляхов вновь включил СКДУ, пытаясь дожать тормозной импульс. Однако, когда СКДУ отработала 33 сек, нарушился режим стабилизации и командир вынужден был прекратить торможение, отключив двигатель. Корабль никак не удавалось свести с орбиты! Но это было еще не все.
Во время чехарды с включением-отключением двигателя со звуковым сигналом включились термодатчики на отделение СА от ПАО, а после последнего отключения двигателя запустился еще и счетчик программно-временного устройства разделения отсеков, которое должно было произойти через 20 мин. В.Ляхов вручную отключил термодатчики, но счетчик продолжал отсчитывать роковые минуты. В это время начался сеанс связи с ЦУПом, но разобраться в сложившейся ситуации всем было очень сложно, а время катастрофически истекало. После того, как засветился транспарант «Программа разделения включена», В.Ляхов, не дожидаясь разрешения ЦУПа, выдал команду на запрет разделения отсеков. До отстрела ПАО с двигателем оставалось чуть больше 1 минуты!
Если бы это произошло, то СА с космонавтами остался бы на орбите и они были бы обречены на неминуемую гибель от удушья. К счастью, В.Ляхову, проявившему незаурядное самообладание и высокий профессионализм, удалось вовремя предотвратить разделение ПАО от СА. Проведя на орбите дополнительные сутки (без БО, а значит, без пищи, воды и, главное, туалета), экипаж 7 сентября 1988 г. с третьей попытки наконец-то благополучно вернулся на Землю. (На последующих кораблях вернулись к старой схеме отделения БО уже после выдачи тормозного импульса.)
======