От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.04.2003 14:21:04 Найти в дереве
Рубрики Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Записал впечатления корреспондента ТВС о войне в Ираке

Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам корявую попытку изложить впечатления корреспондента ТВС Ивана Коновалова о войне Ираке. Он пробыл там с начала марта по 16 апреля. Согласовано с автором.

АРМИЯ И ТЕХНИКА ИРАКА
С самого начала было ясно, что иракская армия, включая и разрекламированную гвардию, как таковая является бутафорией. Организованно армия сопротивлялась где-то неделю, а потом без командования начала разваливаться, а иницатива у них наказуема. Хотя в первые дни армия вроде была готова действовать. Большие надежды были на иностранных фидаинов. Боевой дух палестинцев был заметно выше иракского, и думаю, они повоевали достаточно много. Я надеялся, что они посопротивляются побольше. Во всяком случае, при том уровне интенсивности боев, который был, Багдад можно было спокойно еще пару недель оборонять и пожечь гораздо больше американской техники. Гранатометов у иракцев было очень много, едва ли не один гранатомет на несколько автоматов, боеприпасов тоже много. При желании можно было нажечь достаточно американских коробок. Американские морпехи тоже говорили, что за весь путь до Багдада с регулярной армией как таковой не сталкивались и страдали только от федаинов с гранатометами. "Фаготов" у иракцев тоже было немало, и морпехи про них тоже говорили. В пригородах Багдада довольно много иракских танков с оторванными башнями, но больше всего таких танков и прочей битой техники в западном направлении вдоль шоссе сторону Иордании, можно сказать, что там их очень много. В городе и вокруг немало подбитых грузовиков с боеприпасами. Чем все это подбито, не знаю, скорее всего авиацией.
Боевой дух у иракцев как у многих южных людей - любители красивых понтов, при реальной угрозе сразу в кусты. Есть еще один псхологический момент. Первые недели иракцам пропаганда говорила, что они если не побеждают, то во всяком случае не проигрывают. Если же арабы не проигрывают, то они считают это уже победой. О реальном продвижении американских войск не говорилось. Поэтому появление американцев под Багдадом произвело на них шоковое впечатление.

АМЕРИКАНСКАЯ БИТАЯ ТЕХНИКА/ПЛЕННЫЕ
В пригородах Багдада снялся на фоне сгоревшего брошенного Абрамса, того самого, что с пушкой назад и жесткой сцепкой. В 50 метрах от этого танка стоит пять иракских пушек, видимо, они его и добанули, бой в этом месте был очень сильный и территория раздолбана очень сильно, вокруг немало другой иракской техники, так что это явно был бой, а не "дружественный огонь". Когда журналисты смотрели танк вокруг постоянно летали амерские самолеты. В самом городе больше амерских битых машин не видел, но иракских много. Иракцы говорили, что у университета семь брошенных амерских танков, сам их не видел (этот подбитый танк с пушкой назад тоже недалеко от района Дора, где университет). Вообще иракцы склонны к фантазиям. Например, после первых рейдов по Багдаду в районе, который полностью контролируется иракцами спаршиваю, как сюда попали американские танки. Они говорят, что сбросили на вертолетах. Двух пленных летчиков, которых поймали в камышах, видел как вели. Летчики или нет, не знаю, но двух полуголых людей вели и говорили что это летчики. Парашют, после которого толпа побежали искать этих летчиков, я тоже видел.

АМЕРИКАНСКАЯ АРМИЯ
Морпехи с удовольствием пили нашу водку и ели арабский куриный паштет и рыбные консервы, от которого нас уже тошнило. С удовольствием курили кальян, но водку пили в меру, не нажрались. Мои пацаны одевались в их снаряжение и позировали с винтовками. О смысле войны говорили, спрашивали что думает русский народ, сказал им, что народ их сильно не любит за все, что они сделали, но к Саддаму в России любви тоже нет. Восприняли это нормально.
Их, в свою очередь, тошнило от своих сухпайков, которые они жрали с момента высадки в Кувейте - там какая-то паста и галеты. Солдаты похожи на наших бойцов в Чечне, только одеты все по уставу, действуют тоже строго как учили. Вполне способны, как и наши, жрать гавно и спать в гавне. Выстоят ли в настоящем ближнем бою, неизвестно, долго с таким снаряжением не побегаешь. Точно так же как наши все время просили спутниковый телефон позвонить домой маме. Средний возраст 22 года. Среди морпехов латиносов и негров далеко не большинство, костяк - белые из маленьких городков, Техаса, Алабамы и пр. Из Нью-Йорка ни одного. Встретил двух русских, один Тверской области другой из Ростова , обоих увезли родители в сознательном возрасте. Интеллектуальный уровень убогий (техасец не знал про Аламо), но научены военному делу как положено. Был прикольный случай, как где-то рядом с гостиницей началась стрельба, морпехи туда поехали стрелять, а потом начали отступать, отступают красиво, по уставу, перебежками прикрывая друг друга, а на них иду с той стороны, откуда они пятятся, руки в карманы, оператор это отснял. Больше морпехов, правда, понравились солдаты 3-й дивизии, хотя именно их танк в нас стрелял. Чувствовалось, что именно они вынесли основную тяжесть войны, в то время как весь промоушн достанется морпехам. Стало ясно, кто пробивался, а кто шел парадным шагом, зарабатываю славу. Они и внешне отличались - у морпехов чистая форма, а эти в каком-то тряпье, заснял их во дворце Саддама, как они спят без задних ног. Похожи на настоящую воюющую армию, как наши в Чечне, турки в Курдистане или израильтяне в Палестине. Видимо, задержка с прибытием американских войск к гостинице вызвана тем, что они решали, кого показать журналистам и пришли к выводу, что лучше это сделают морпехи, а не те, которых они использовали для стрельбы по нам. Хотя именно 3 дивизия подошла к этому району раньше. Тот русский, который служил в 3 дивизии, сказал, что у них в подразделении один убитый и пять раненых.

БАГДАД
Думаю, Багдад был сдан по договоренности, так как возможность сопротивляться у иракцев оставалась. Что стало с Хусейном, неясно, говорят разбомбили. Не исключено, что его вообще нет живых с 1999 года, а вместо него был двойник, настолько абсурдная была диктатура. Последнюю неделю иракцы почти не выпускали из гостиницы (но мы все равно прорывались с помощью приставленных иракцев-переводчиков, которе работали скорее на нас, а не на правительство), потом иракцы свалили и сутки вообще никакой власти не было. Еще 8-го иракцы бегали по отелю и отнимали кассеты. А с утра по вечер 9-го было полное безвластие. Мы выехали в город за виски, наткнулись на людей, бегущих в ужасе и кричащих, что идут амеры и всех расстреливают. Водитель удрал с толпой, мы стоим и ждем его, а вокруг никого нет. Потом водитель вернулся (а мы в полной пустоте вокруг купили виски, точка продолжала работать). Амеры первые два дня пускали в город спокойно, потом начали закручивать гайки, а когда я уезжал 15-го начались повальные обыски, всех начали вязать, было видно, они очень боятся камикадзе. 11-го был подрыв камикадзе рядом с нами. А поскольку в гостиницк штаб дивизии морпехоты и туда все время приходят жалобщики, то боязнь американцев понятна.
Памятник, который показывали по Си-Эн-Эн, повалили на той же площади, где эта гостиница. Грабила и скидывала статуи та же толпа, что незадолго до этого кричала здравицы Саддаму. К ним присоединились шииты, которые видимо пришли сразу за американскими танками, но их было не большинство. Валили памятник именно те же ублюдки, которые до этого кричали "Саддам Саддам" и толпа эта была порядка 5 000 чел, хотя в основном голытьба. Погромщики действуют из стадных чувств, ведут как волки, не надо показывать им что боишься и убегать от толпы - догонят и побьют. Португальцы и болгарские журналисты показали, что боятся, вот их и пограбили и побили. Сами иракцы грабежи, поджоги и саму войну сваливают, понятное дело, на евреев. Амеры легко могли разогнать их выстрелами вверх, но не стали это делать. Первые 2 недели войны в городе были работающие рестораны и магазины, как начались бои в пригороде, все закрылось. Цены во время войны поднялись примерно вдвое, но все равно были ниже московских. С 7 до 11 апреля вообще ничего не было нигде. Когда народ прочухал, что амеры заняли город, начали открываться рестораны. Со спиртным были большие проблемы, но мы нашли точку, где можно было закупаться иорданским виски.