От Ps Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.04.2003 19:32:18 Найти в дереве
Рубрики Современность; Политек; Версия для печати

современная война. и предвыборные кампании

Не дать сопернику выиграть.

Немножко теории
Уроки военной истории обязательны для изучения предвыборных технологов. Ведь на самом деле, информационная война есть современная война, война в том виде, как она существует в наши дни. Да, где-то еще грохочут пушки и летают самолеты. Но ведь, и тогда, когда появилось огнестрельное оружие, многие еще долго продолжали стрелять из лука.. К сожалению, многие военные этого не понимают и продолжают готовиться к прошлой войне запасаясь пушками и танками. Кстати, о танках. Их военно–историческая судьба весьма поучительна. В первую мировую войну они появились как ползучие крепости, броневики. Их назначение состояло в том, чтобы в наступлении прикрывать идущую сзади пехоту. Неуязвимыми (а их броню почти ничего не брало) доходить до передних рубежей противника, утюжить окопы, ломать укрепления, расстреливать из пулеметов живую силу, давить пушки, короче облегчать пехоте захват линий укрепления. Действительно, танки справлялись со своей задачей. Но вот беда, их производство было чрезвычайно дорого, в бою они были очень неповоротливы, иногда налет конницы рассеивал пехоту, а танк в одиночестве оставался в окружении врагов. Добавим сюда расход горючего и необходимость его запасов, а также ремонт и квалифицированные кадры… Короче говоря, танки не сыграли в первую мировую войну существенной роли. Фактор их наличия или отсутствия не был решающим. А изобретение пушек, которые могли бить танковую броню, поджигать их, перебивать гусеницы, вообще поставило на танках крест как на современном оружии. Пушка в сотни, тысячи раз дешевле, универсальнее и мобильнее. Поставь их везде, они тебе и дорогущие танки будут бить, смени снаряд, они отработают и по пехоте и по коннице. Обслуживание простое. Горючего не требует.. к тому же в это время военные повально стали увлекаться новейшим оружием - авиацией. Про танки забыли. И заставил о них вспомнить великий немецкий стратег - Гейнц Гудериан, с помощью своих «танковых клиньев» покоривший для Гитлера всю Европу. Что же случилось? Как возможно было сделать ставку на немодные танки? За успехами Гудериана стоит ОГРОМНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОНИМАНИИ СУТИ ВОЙНЫ КАК ТАКОВОЙ.
Когда мы в детстве играли в солдатиков, все было просто. Каждый расставлял свою армию, и мы стреляли по очереди, стремясь поразить как можно больше «живой силы» друг друга. В основном мы прятали солдатиков, чтобы противнику это было сделать трудно. Наступление имело только тот смысл, что можно подойти поближе, чтобы было легче «пулять», но с другой стороны, сопернику ты тоже становился доступен… Когда по телевизору шли в большом тогда количестве фильмы о войне, многие вещи, исходя из собственного «военного опыта», казались непонятны. Там говорилось об атаках с фланга, об окружении… Казалось, в чем, собственно проблема? Ну, если внезапно напали это еще понятно, первый выстрел за ними. Но, потом-то развернул пулемет или пушку на 90 или 180 градусов и стреляй точно так же. Патронов –то у тебя пока не отняли. Глядишь и перебьешь всех. Фразы, же о том, что «окружена 100тысячная группировка войск» были так же бессмысленны как «понедельник начинается в субботу». Как можно окружить 100 тысяч? Это надо сто миллионов! А их, конечно, нет. Это ж сколько в 100 тысячах дивизий? Да надо просто выстроиться всем и вперед в атаку! Сдача в плен оправдывалась нами по детски, только когда кончились патроны, а на тебя направлен автомат. Но как капитулировали целые армии, с кучей боеприпасов из-за какого-то «котла»?
Все дело в том, что наши игры в солдатиков имели мало общего с реальной системой по имени «война» и поэтому наши представления были не практическими, а сугубо абстрактными, отвлеченными. Сам мальчик-игрок, командир, так сказать, риску не подвергался, он вообще отсутствовал на поле и был как бы за скобками игры. Он был коллективным мозгом каждого неодушевленного солдата и отдавал команды непосредственно, просто разворачивая его туда или сюда и производя от его имени выстрел туда, куда ему было сверху виднее. А поставь этого мальчика на поле и сделай всего лишь одним из солдатиков? А пусть он побегает под огнем и поотдает приказы через денщиков, которые тоже рискуют быть убиты, а лиши его обзора и заставь опираться на неточные и запаздывающие сведения разведки? А, в конце концов, во что все превратиться, выйди мальчика из игры? Солдатики останутся просто неодушевленными игрушками.
Но во что превращаются солдатики в настоящей войне, если армия испокон века строится на так называемой дисциплине, на приказах сверху, если цель армейского воспитания во многом и состоит в том, чтобы превратить солдата в неодушевленное «пушечное мясо». Живая сила и рассматривается как это «мясо». В то время как просто «мясо» это труп, ибо телом, живым телом это «мясо» делает даже не скелет и не нервы, а дух – жизнь - разум, движущий все и пронизывающий все клетки.
В войне главное не живая сила, а управление, «связанность» позиций, коммуникации, верная и своевременная информация о театре военных действий, четко поступающие и исполняющиеся приказы, знание каждым своего боевого маневра и боевой дух. Есть ли все это в хаосе окружения? Нет.
Вот это–то понимал Гудериан. И использовал танковые клинья не как оружие, направленное на защиту своей наступающей пехоты, утюжащую окопы, а как силу, направленную на нарушение коммуникаций, связанности позиций, силу, разрушающую планы и штабы противника. Нельзя сказать, что Гудериан был первооткрывателем, его заслуга только в том, что он именно танки применил подобным образом, для чего их теперь перестали предавать пехотным подразделениям по нескольку штук, а собрали в танковые армии, сделали маневренными, быстроходными и проч. Когда-то и наш адмирал Ушаков славился тем, что сосредотачивал удар лишь на флагманском корабле, после гибели которого эскадра превращалась в мешающее друг другу сборище кораблей. Да и вообще, любой хороший полководец всегда играл в иную войну, нежели его соперники. Их гений - это гений видеть главное и важное и отличать его от второстепенного и производного.
Хватит истории. Давайте посмотрим на одну из последних современных войн. Война США против Югославии. Официальный представитель Кеннет Бэкон: «Новая стратегия направлена на то, чтобы вызвать замешательство среди командования и подорвать дисциплину югославской армии». (Цит. по Вирильо П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002 год). Не ново, как мы видим. И не все. Американец намеренно ограничился только командирами в целях хорошего пиара НАТО. Дескать, мы воюем с армией, а не с народом. На самом деле - мозг армии и суверен Югославии - Милошевич. А он в свою очередь зависит от общественного мнения. А оно от СМИ, коммуникаций, социально-экономического положения и его интерпретаций. Истинная цель США это взять народ в заложники, как это делают террористы и мучить до тех, пор, пока им не отдадут всего Одного, из-за которого, якобы, страдают все. Да еще глядишь, у заложников разовьется и «стокгольмский синдром» и они полюбят США. Поэтому удары были нанесены по специфическим объектам. Это была война за УЗЛОВЫЕ ТОЧКИ. Во-первых, было уничтожено здание сербского телевидения в Белграде, а затем США настояли, чтобы находящийся в совместной европейской собственности спутник TV-EUTELSAT прекратил вещание. В этот же момент, по свидетельству П.Брюнета, началась операция Commando Solo, с участием четырехмоторного Hercule EC.130E, увешанного передающими антеннами и вмещающего в отсеке режиссерскую аппаратную радио и телевиденья. Прибыв на место, бортовые операторы начинают передачу записанных на пленку сообщений на сербско-хорватском, разработанных отделом психологических операций из Форта-Брэгг, в знаменитых psy-ops information warfare, среди пяти специалистов по электронной войне только лингвист может вмешиваться в передачу. Таким образом, Commando Solo способен вещать телепередачи на населенный пункт среднего значения, тогда как радио передачи распространяются на многие сотни километров.. Далее, американские «Томагавки» ударили не по чему–нибудь, а по складам, мостам, дорогам, почтам, телеграфам, объектам инфраструктуры и обеспечения. Далее в ход пошли графитовые бомбы, вызывающие затемнения. Хаос - это когда ничего не видно, когда вокруг мрак преисподней. Но этот эффект бомбы blu114b - не единственный. Если сбросить ее на электростанцию, в среду статического электричества и озона, то из-за графита возникает электронная дуга. В результате пожары и взрыв. В короткое время Сербия осталась без электричества. А это не только свет в домах, свет для производств. Это приготовление пищи. Это отключение компьютерных сетей, радаров, всего… Если учесть, что подача электричества из других стран была тоже заблокирована США, то официальный пресс-секретарь НАТО Джимми Ши имел право сказать «НАТО держит палец на рубильнике Югославии». Поживите несколько дней без света, холодильника, плиты без всех привычных удобств…. Теперь вспомним блокаду по энергоносителям (бензин в войну стоил дороже золота), по боеприпасам, финансовую блокаду.(арест всех счетов Милошевича. олигархов и Правительства)
Теперь сравним это с российской операцией в Чечне с ее зачистками путешествиями колонами-мишенями для диверсий. Сколько раз говорилось про то, что надо перекрывать финансовые источники? Сколько раз говорилось про вооружения? Сколько раз речь шла о ГСМ, об элементарном продовольствии, не говоря уж об электричестве и спутниковой связи. А ведь Чечня по размерам это пятая часть какой-нибудь Свердловской области. А на территории Тюменской, Красноярского края или Якутии уместились бы сотни «чечней»… Сколько раз говорилось, что Россия проигрывает, прежде всего, информационную войну? В программе у Любимова сидит генерал и жалуется именно на это: «У чеченцев работает 17 сайтов». Законный вопрос ведущего: «А почему нам не сделать 117 сайтов?». Ответ: «Да, вот запустили один…». И эти люди чем–то руководят, получают деньги и ордена за службу. Те самые генералы, которые всегда готовятся к прошлой войне. Они даже не понимают, что происходит, они считают действия чеченцев чем-то нечестным («вот, прячутся по горам, нет бы вышли в чисто поле и честно сразились»). Наши генералы думают, что информационная война чеченцев, просто идет от слабости, «иного им просто ничего не остается». Ну, а у нас-то есть танки, нам не зачем сайты запускать. Были бы у чеченцев танки, «они бы тоже ими воевали, а не сайты строили». Вот как они рассуждают. Но у американцев-то танки есть. И в живой силе превосходство. Однако они не собирались терять и не потеряли ни одного человека. Они предпочитали засыпать Сербию листовками деморализующего характера, промывающими мозги. И добились того, что сербы не только прекратили сопротивление, но и сдали своего президента на специальное позорное судилище. Мы тут не идеализируем эту операцию, она в целом оказалась во многом неудачной, и, прежде всего, потому, что американцы забыли, что надо работать и европейским массовым сознанием. Но суть не в этом. С локальной задачей они справились.
В то же время у нас люди, которые сами, без чьей либо указки, развернули информационную войну в сети, оказались и без финансовой поддержки и без гарантий безопасности. Сетевой журналист Владимир Сухомлин (в сети Cliver), в то время как его сверстники балдеют на дискотеках и отрываются в модных клубах, поддерживал пророссийские сайты, вел и модерировал популярнейший военно-исторического форум и был зверски убит двумя наемными киллерами за 2 тысячи долларов. При этом киллеры – сынки высокопоставленных военных и милицейских начальников, которые защитят своих чад.
Сегодня в элитах развернулась какая-то нелепая дискуссия об эффективности пиара. Выступают, говорят даже о каком-то «конце пиара»… Некоторые даже скептически относятся к тому, есть ли пиар на самом деле как нечто стоящее или же это сплошное шарлатанство. Представим себе пожилого японца, где–нибудь в Хиросиме, который бы рассуждал примерно так: «не знаю я про эти атомные бомбы, говорят-говорят, а я их не видел…». При этом вторая голова ему бы поддакивала: «Да, да, возможно они есть эти атомные бомбы, но вот эффективность их преувеличена…». Да мы разгромлены благодаря пиару! Итог действия информационных бомб именно таков, те же самые разрушения (съездите в российскую глубинку и посмотрите кадры буквально из военной хроники - скелеты предприятий), но при этом всем кажется, что страна развалилась под действием «объективных предпосылок». Между тем, утверждать такое так же нелепо, как утверждать, что Хиросима тоже развалилась благодаря своему неправильному внутреннему управлению. С одной стороны, это верно, они были беззащитны перед атомным ударом, как и СССР перед информационной войной. Но с другой стороны, без американцев, мягко говоря, там тоже не обошлось. О роли, которую сыграло в разрушении СССР блокада высоких технологий, о блокаде нашего конкурентоспособного экспорта, о нефтяном предательстве ОПЕК (когда США уговорили их снизить цены и задушить нас нефтяным демпингом) и о многом другом из арсенала современной войны еще много будет написано, когда действие радиации информационных бомб пройдет и из нашей политики и СМИ исчезнут все эти мутанты-шестидесятники. Единственное, что нам осталось, ибо прошлое не вернуть, это извлечь уроки из своих поражений и из своих «побед».
Понимание того, что произошло с Россией, родилось не из размышлений о «судьбах русской интеллигенции» и вообще не из мышления в терминах «судеб», «рока» и «объективных тенденций», «процессов» и «предпосылок». Все пришло из практики. Предвыборной практики. Сколько раз приходилось быть свидетелем, например, такой ситуации:
Некая ФПГ, к которой враждебно относится мэр какого-нибудь города Энска, решает провести к власти своего человека, чтобы мэру было неповадно влиять на других мэров, мешать этой ФПГ зарабатывать на рынке Энска и вообще говорить про ФПГ гадости. И вот в Энске ищутся какие-нибудь недовольные, (а они всегда есть, ведь мэр, который ведет войну с ФПГ, вынужден мобилизоваться и во многом отказывать горожанам, тратится на оборону, подозревать инакомыслящих и проч.). Этим оппозиционерам оказывается открытая помощь. Они должны влиять на простой народ, устраивать акции и проч. Начинается, косвенное влияние на элиты, на депутатов, на журналистов. Через СМИ действующие на других территориях, через неофициальные СМИ и слухи. Городу стараются перекрыть финансовые потоки, отговаривают бизнесменов от сотрудничества, портят внешнюю политику. Потом выделят в среде наиболее активного оппозиционера и начинают взятками, лоббизмом и проч. проталкивать его к власти. Он объясняет элитам, что когда будет свергнут мэр, в качестве награды им достанется все то, чем он правит. Обвинения в возникших трудностях сыплются на мэра. Он оправдывается, говорит, что это ФПГ мешает жить, но его не слушают: «Ты на то и глава, чтобы решать эти вопросы, не можешь - уходи…». И так далее. Наконец, журналисты и элиты переходят к открытому предательству и противостоянию. Если раньше они лицемерили, хваля мэра, но боясь его, не шли на открытое сотрудничество с ФПГ, то теперь они берут деньги (замаскированные под гранты и проч.) и открыто «мочат» Главу. Все заканчивается какой-нибудь отставкой, народным бунтом или переизбранием. ФПГ врывается в город Энск. Получает то крупное, что им было нужно, а мелочевку и средняк раздает за работу местным «элитам». На хозяйстве от ФПГ сидит какой-нибудь марионеточный правитель, из старых оппозиционеров который сам не понимает, что произошло и думает, что «добро» победило «зло», так как мэр был очень «злой» и когда-то незаслуженно уволил его кума…
Это легко делается не только на уровне какого-нибудь Энска. Так происходит с регионами. Так происходило со страной. Ну, вспомните, например, выборы Ельцин-Зюганов. За полгода до выборов рейтинг Ельцина был 2 процента, а потом за него проголосовало большинство. Если за полгода в масштабах страны можно было поменять мозги 100 млн., то уж тем более их можно было поменять за 30 лет пропаганды, денежных вложений в нашу перековку и активных суперсовременных военных действий по подрыву ресурсной базы. Американцы тренировались на своих выборах, а наши гуманитарные технологии со времен Великой Отечественной не менялись. Мы, теперь уж натренировавшиеся, теперь уже понявшие как легко на самом деле меняются власти, менталитеты и лидеры смеемся над так называемыми «объективными процессами» мировой истории, потому что уже не раз видели после очередной операции интеллигентных политологов и социологов, которые потрясая цифрами и фактами, «анализами тенденций» и проч. чепухи доказывали, что все должно было именно так и случится, что они давно это предсказывали, что были предпосылки… Мы, получившие опыт работы в подобных войнах, недоумеваем почему наша российская власть до сих пор остается объектом подобных воздействий, хотя ей уже давно пора стать субъектом и начинать творить историю хотя бы в тех масштабах, которые ей по силам. Мы не понимаем, почему нам надо заниматься манипуляциями над нашими собственными «бабушками» в российской глубинке, когда мы молодые, опытные кадры могли бы с тем же успехом сделать массу полезных «революций» или «кризисов» в странах бывшего советского влияния, в ближнем зарубежье, в Чечне, да и, на худой конец, в России, если речь пойдет о долгосрочной программе модернизации, которая требует серьезных изменений массового сознания?
У кого-то может быть сложилось впечатление, что мы несколько отклонились от темы. Дескать в начале речь шла об изменении парадигмы войны. Что надо бить не по мясу, а по ресурсам , по силам, по штабам , по коммуникациям. Потом речь зашла об информационной войне и работе с сознанием. Дескать, тема тоже интересная, но как бы другая. На самом деле, никакого отклонения не произошло и речь идет об одном и том же феномене. Речь идет об эволюции понятия «война» как такового. В начале истории речь шла о войне с силой противника, с «мясом», потом был сделан мощный рывок (а великие полководцы понимали это во все века) и стратеги стали наносить удары по службам обеспечения этого «мяса». По штабам, коммуникациям, связи, прочим ресурсам. Но ведь дальнейший шаг это как раз и есть переход к пониманию того, что главным центром, мозгом соперника является его сознание. Это главный ресурс, главный узел коммуникации. Это то, расстроив что, ты разрушаешь все. Убеди кого -то в том, что он проиграл или в том, что он слаб и война оказывается не нужна.(ведь собственно цель войны- доказать, что ты сильнее и возникает война там, где каждый из соперников думает, что он сильнее другого) А если ты вообще можешь убедить соперника в том, что ему надо самоуничтожится или еще лучше, начать служить тебе? . Короче говоря, информационные технологии это закономерный и по всей видимости последний этап развития воинского искусства. До сих пор многие воспринимают словосочетание «информационная война» как некую метафору. Дескать, слово «война» тут понимается в переносном смысле. Дескать, есть настоящая война,, а есть ее пародия- война информационная. … Или информационная война только подвид.. Это в корне не верно. Любая война изначально в глубине уже есть война информационная. Она уже есть война воль и сознаний даже в самом диком виде. И она есть всегда война за волю и сознание. В современную эпоху эта глубинная сущность войны просто вышла на поверхность, окончательно обнаружила себя. Информационная война это и есть настоящая война, настолько настоящая , что всякая другая скорее может быть названа войной в переносном смысле.
По этому и по технологиям (по методам) и по целям мы исходим из приоритета этой информационности, хотя речь в дальнейшем поведем о борьбе на подрыв ресурсов. Чтобы было понятно, поясним на примере. Можно выиграть выборы просто физически убив кандидата соперника. Но какова цена этого выигрыша? И нравственная и чисто утилитарная? Еще большой вопрос, чего Вы этим добьетесь. Поэтому, когда мы поведем речь о борьбе против ресурсов соперника и о борьбе с соперником, а не с электоратом, мы все равно остаемся приверженцами информационных методов и только их.
То, что мы предлагаем, это просто смена целевой группы, просто смена мишени кампании. В самом деле, зачем тратить 200 тысяч долларов (возьмем типичный бюджет по одномандатному округу в ГосДуму) на обработку целых 500 тысяч избирателей, если Вы можете потратить 100 тысяч , но на обработку головного штаба главного соперника и его структуры, состоящей целиком из 500 человек. Что будет эффективнее? Такой удар по штабу полностью парализует его работу. А еще 100 тысяч вы потратите на свой накачку своего рейтинга. И вы побеждаете с гарантией. Ведь очень часто «выиграть» это просто значит не дать выиграть сопернику. А теперь, после теоретического введения к практике.

Кризис в штабе
Как он выглядит? Как определить, что вы на пути к проигрышу? Как понять, что ничего хорошего у вас уже не выйдет? Каковы симптомы дезорганизации и деморализации? Вы можете отнестись ко всему нижеследующему как к тесту. Если Вы набрали менее 5 пунктов из всех нижеперечисленных, то это рабочая ситуация, бывает. Если от 5 до 10 , то Вы в кризисе и надо срочно исправлять положение экстренными мерами. Если до 15, то Вы на пути к поражению, если более 15, то Вас может спасти только чудо.
Итак, каковы признаки поражения?
1. Истерики кандидата внутри штаба и в семье, депрессии
2. Активизация всевозможных паникеров из среды элит вокруг кандидата и штаба (жена, друзья детства и проч.), которые шепчут на ухо: все не правильно, все пропало, надо делать по-другому.
3. Социология показывает падение рейтинга, рост антирейтинга или же рывок в росте у соперников
4. Начинается выборная паранойя, везде чудятся шпионы, предатели, прослушка.
5. Некоторые действительно бегут устраиваться на работу к сопернику.
6. Поиски виноватых и козлов отпущения.
7. Кадровые перестановки и увольнения, смена коней на переправе.
8. Непоследовательность во всех начинаниях, идущая от неуверенности в собственной правоте. Сначала дается команда что-то делать, потом отыгрывается назад, потом опять что-то переделывается. В итоге не делается ничего или делается с большой задержкой и опозданием.
9. Попытка схватится сразу за все и тушить пожар сразу во всех местах и чем попало.
10. Начинается давление со стороны покровителей: «Что там у тебя? Может, зря ты пошел на выборы? Может, не поздно отыграть? Знай, это теперь твой личный выбор и мы тебя прикрывать, ежели что, не будем!»
11. Финансовые проблемы, так как спонсоры в этой ситуации перестают верить в кандидата и усугубляют кризис тем, что задерживают или прекращают финансирование.
12. Спонсоры начинают давать деньги конкурентам, чтобы не складывать все яйца в одну корзину, чем усиливают противника.
13. Проблемы с лидерами общественного мнения и доверенными лицами, которые были за кандидата, а теперь боятся на него работать.
14. Активизируются внутренние штабные карьеристы, которые раньше сидели тихо, но теперь при пожаре решили взять реванш над теми, кому считали унизительным подчиняться. Они выходят на кандидата, с предложением взять на себя всю ответственность, уволить всех, кто был раньше, предлагают чудодейственные варианты спасения.
15. Из штаба кандидата расползаются всевозможные обиженные и наказанные, да и просто сами члены штаба распространяют ненужные слухи об этой атмосфере, царящей в штабе.
16. Непосредственные исполнители перестают верить в победу и рассуждают так: победы не будет, так хоть денег заработаем. Начинается повальное воровство, деньги, вместо того, чтобы идти в дело, прикарманиваются.
17. Разносчики перепродают полиграфию или просто не разносят.
18. Полностью ослабевает контроль, что еще больше усиливает это воровство, снижается качество разноски и общее качество работы.
19. Постоянно срывается план производства полиграфии, задерживаются машины, откладываются сроки.
20. Не выполняется план-график встреч, акций и событий.
21. Юристы вынуждены только отвечать на жалобы и вызволять попавших в неприятную ситуацию.
22. Ломаются компьютеры, виснут сети.
23. Постоянно отключаются или занимаются телефоны.
24. Кандидат забывает то, что он сам хотел сказать, а вынужден только отвечать на вопросы, только реагировать, только оправдываться.
25. Все происходящее начинает осмысливаться в терминах соперника, то, что раньше казалось его пропагандой, теперь кажется «на самом деле».
26. В штаб звонят недовольные избиратели, им не нравится продукция, им стыдно за кандидата, они дают советы.
Все эти пункты существуют не по отдельности, они взаимно усиливают друг друга. Так, например, если начальники занимаются ссорам и дрязгами, то у них не остается времени на контроль за подчиненными, подчиненные начинают воровать. Видя, что ворует старший начальник, начинает крысить и мелкий исполнитель. Случайно об этом воровстве узнает кто-нибудь из руководства, и это ведет к новым усиливающимся разборкам и так далее, по нарастающей.
Или соц. опросы показывают остановку рейтинга, это ведет к перестраховыванию спонсоров, которые вместо того, чтобы дать денег наоборот начинают не давать, это ведет к задержкам зарплат и срывам графиков. Задержки ведут к воровству, воровство к деморализации и скандалам. И проч.
Или проблемы с телефоном вызвали срыв плана-графика. Срыв вызвал разборки в штабе и обострил противоречия, это привело к увольнениям людей, уволенные ушли к сопернику, в элитах поползли слухи о том, что крысы покидают тонущий корабль, спонсоры начинают медлить с деньгами, и проч.
За какой конец не потянешь, все влечет все.
Поэтому тянуть надо за все возможные концы. И если, мы сказали, если из перечисленных пунктов имеют место быть 15, то кандидат безнадежен, то почему нам надо дожидаться, когда эти пункты случаться сами по себе, почему их не индуцировать? Почему не устроить сладкую жизнь сопернику? Почему бы просто не развалить его кампанию? Если у вас уже есть рейтинг, и вы боитесь только действий соперника, то эта тактика тем более для вас. Не дайте ему действовать, пусть путается в трех соснах и выставляет себя на посмешище. Чем воевать с населением всего округа не лучше ли нейтрализовать штаб в полном составе, численность которого в тысячи раз меньше числа избирателей? Давайте разберем по пунктам методы работы с целевыми аудиториями, которые под час сводятся к нескольким человекам.

Работа со спонсорами
Сколько раз говорилось всем кандидатам всех уровней, что деньги на кампанию нужны СРАЗУ ВСЕ до начала кампании, а не какие-то транши в средине и, особенно в конце. А все не в прок. Все равно дают траншами в ходе кампании. А значит, есть прекрасный шанс перекрыть этот поток или же затормозить. Вызвав тем самым кучу проблем. Конечно, конечно, каждый кандидат при этих словах важно надует щеки. Дескать, с ним-то этот номер не пройдет. И каждый спонсор, тоже говорит, что его слово «купеческое». Да их столько связывает, совместный бизнес, женщины и бани, мужская дружба с ясельной группы… Но сколько раз мы были свидетелями, как кандидатам приходилось жестоко разочаровываться во всех этих вещах из-за какой-нибудь , смешно сказать(!) аналитической записки, подброшенной спонсору от якобы какой-нибудь администрации Президента… Якобы какие-нибудь коэффициенты указывают, что «не смотря на явный рост, достигнут предел» и завтра будет падение, что фокус -группы показали, что «достигнут предел насыщения». И прочая, прочая, прочая. А сколько «ошибок в кампании» и аргументов, что «деньги спонсоров расходуются не эффективно» можно найти!!! Аж дух захватывает! А такой аргумент, что деньги разворовываются?! Это ж просто песня! И начинаются разговоры: «Иваныч! Ты меня знаешь, я к тебе с ясельной группы как к родному отношусь, я тебе никогда не отказывал, но это тебе, а с чего я должен кормить твоего Пупкина, который купил себе новую машину? Давай, наведи порядок…» И идут задержки траншей. За исключением очень специфических случаев, можно сказать, что есть закон: спонсор использует любой шанс, чтобы затянуть или прекратить финансирование. Надо просто давать ему этот шанс! И давайте не забывать, что и спонсор не одинок. У него есть партнеры по бизнесу, есть замы и прочие люди, которым политика до лампочки и они считают, что спонсорство - это прожигание денег. Подбрасывайте аргументы им. А они найдут свои рычаги влияния на того, кто принимает решения. Особенно если речь идет о партнерах по бизнесу или людях, с которыми бизнес связан. Они всегда могут перекрыть кислород и тут спонсор опять звонит и говорит: «Иваныч, ты меня знаешь, но приехал Петров, и говорит, что у них проблемы из тебя, я –то могу из своих тебе дать, но это будет меньше… Ты знаешь как я от Петрова завишу… Извини..». Давление на бизнес спонсоров хорошо оказывать при наличие административного и силового ресурса. Пусть их попроверяет налоговая, пусть кто-то подаст в арбитраж по поводу собственности… Все пойдет, лишь бы они занимались своим делом, а не политикой. Хорошо жить стали? В политику потянуло? Ну, вот вам, чтоб жизнь медом не казалась..

Собственные финансовые потоки
Часть кандидатов использует свои собственные средства, но по–большом счету никакой особой разницы в борьбе с ним нету. Даже более того, кандидат становится уязвимее. Спонсоры – это как правило люди серьезные и богатые, которые имеют деньги на то, чтобы помогать всяким кандидатам и делают это без особого ущерба для бизнеса. Таких трудно зажать экономически, им можно только устроить проблемы. А вот кандидат, тратящий собственные деньги почти всегда равновеликая фигура с его соперниками по округу и в смысле бизнеса. Так почему бы не потратить часть денег кампании на подрыв бизнеса? Иногда бывает дешевле договориться с потребителями и поставлять им себе в убыток товар на копейку дешевле, но зато лишить соперника сбыта и серьезно подорвать ему бизнес и финансовую базу. Или иначе. Нам известен случай, когда некий бизнесмен, поддерживающий одного кандидата, скупил акции предприятия , которым управлял его соперник, чтобы снять его с выборов. Потом это предприятие было продано втридорога и бизнесмен вернул часть денег вложенных в кампанию своего ставленника. Аналогичным образом можно скупать долги, перекупать поставщиков… И опять-таки при наличие административного ресурса натравить налоговую, суды, милицию, криминальную крышу. Короче говоря, устроить проблемы по всему спектру. Надо помнить, что в политику сами предприниматели часто идут от хорошей жизни, это своего рода роскошь, блажь, очень редко это прямая необходимость.. а к бизнесу они относятся как к базе, как к тылу. Удар по бизнесу равносилен удару в тыл. Он так же приводит в замешательство. Ну, представьте. Вы идете на Госдуму. Ваш бюджет 200 тыс. долларов. Такой же и у соперника. При этом он вынул их из своего бизнеса, чем уже нанес ему большой урон. Потратьте 100 тыс. на то, чтобы этот бизнес прикончить окончательно вместе с соперником. Любой предприниматель знает, что такой суммы, брошенной целенаправленно хватит, чтобы разрушить многомиллионный бизнес. Кроме того всякий бизнес не держится на одном человеке . есть замы и управляющие, есть соучредители, есть покровители. На них надо воздействовать через аналитику, через эмиссаров, через разъяснение их интересов (вам –то зачем это надо?), через страх (он денежки тратит, а вдруг проиграет?) и прочие уязвимые струнки.
Казалось бы мы тут не открыли никаких америк. Ну все это все знают, все при возможности все это делают. Что здесь нового? Новое то, что мы говорим об этом как о стратегическом направлении в кампании, а не случайном , эпизодическом явлении. Всем известно, что перед началом кампании пишется план-график. Там фиксируются встречи кандидата, основные информационные поводы, старт роликов, периодичность выхода газет, плакатов и листовок и проч. Так вот мы утверждаем, что план работы по подрыву финансовой базы соперника не менее, а более важен, чем этот план роликов и листовок. То есть это должен быть подробный ежедневный план!!! Кто к кому куда пойдет, кто кому что шепнет, кто кому что занесет. Каждый день, с назначением ответственных, с выделением средств на представительские расходы и вознаграждения за результат и проч. Этим должна заниматься особая группа эмиссаров-лоббистов, ее должна обслуживать группа аналитиков, крапающих фальшивые аналитички, фабрикующая слухи, тут же должны быть подключены силовики и финансисты со своими связями.

Работа с кандидатом-соперником
Тут, конечно, действенны те же методы о которых мы говорили выше. Это псевдоаналитика, это эмиссары, разные знакомые и полузнакомые люди, которых кандидат возможно примет всего один раз., но всякого у кого есть хоть малейший шанс прорваться можно и нужно засылать, чтобы внедрять всяческие пораженческие мысли. Кампания- структура хрупкая. Кандидат ВСЕГДА в сомнениях . Он сомневается в консультантах, которые приехали две недели назад и неизвестно, что из себя представляют, он сомневается в лучшем друге (не в преданности, а в компетентности ), он сомневается в лояльности элит и проч. Во все эти щелки надо вбивать колышки и превращать их в трещины, овраги и пропасти. Действуйте аргументами, разумом. Человек- разумное животное, его можно убедить в чем угодно. Фокус в том, что плохая мысль и хорошая мысль одинаково обоснованны и аргументированы. Качество совета и его аргументированность, вещи не взаимосвязанные, но об этом мало кто знает.
Поскольку речь идет об отдельной личности, но личности настолько важной, что важнее не бывает (так как все в конечном итоге определяет голова), то этой головой можно заняться очень плотно, причем во всех ее аспектах. Как правило, предвыборная кампания, это не то чем кандидат занимается всю жизнь, у него есть своя работа, может даже в политике, но сами выборы для него случаются раз в несколько лет. А это значит, что представление о выборах у него подчинены тем паттернам, сценариям которые сложились в результате скудного опыта. Когда человек занимается, чем –то постоянно, то у него паттерны сталкиваются друг с другом и разрушаются, шелуха случайностей от них отлетает. Иное дело малознакомая область, тут каждый человек подобен собаке Павлова. Не раз замечалось, что новички в любом деле верят в приметы. Если ты один раз победил в кампании, то ты сознательно или бессознательно будешь и в следующий раз воспроизводить эту победную матрицу. Если ты победил еще раз, то матрица закрепится. Если еще раз, то закрепиться втройне. Будут ритуалы, будут приметы. Но поскольку жизнь меняется, а ты подходишь с инвариантной меркой, то скоро тебя обязательно постигнет неудача. И ты будешь винить в ней не матрицу, а те случайные отклонения, которые не сошлись с образцом. Эти отклонения будут демонизироваться. Мы несколько раз были свидетелями как малоопытные участники кампаний вырубали магнитофон с песней, которая «звучала в тот раз, когда был проигрыш», выгоняли человека, который «принес несчастье», отказывались от цвета, «с которым проиграли» и мн. др. Все приметы перепутываются только после 20ой кампании, а кандидатов, которые прошли столько у нас в России пока нет. Одним словом, если вы хорошо исследуете тот кейс, когда вашего соперника постигала неудача, причем в мельчайших подробностях и деталях, и сможете начать воспроизводить элементы этого кейса, вы даже самого несуеверного из людей вгоните в депрессию или истерику.
Следующие по значимости после спонсоров и самого кандидата люди, это жены и друзья. К ним есть аффективная привязка. Их слова и действия воспринимаются иначе. Если удастся сделать их своими союзниками ( не завербовать , конечно, а просто внушить им пораженческие настроения, заставить давать советы, нагнать депрессию или ввести в состояние истерики, заразить выгодными нам аргументами о том, как надо вести кампанию), то это очень большой успех. Эти люди часто не вовлечены в кампанию, они не знают штабных раскладов и проч . Их не охраняют, не загружают делами как кандидата, у них много времени на то, чтобы думать и много желания искренне помочь своему близкому. Причем, ваше положение выгодно. Ведь у близких людей свой образ человека, а имидж, который делаете вы в любом случае будет отличаться. Жена или друг читают газету с интервью кандидата и думают «он бы так не сказал», «это не он». А ведь они к нему хорошо относятся и раз он не похож на себя, то для них это означает, что он «непохож в худшую сторону». Они не понимают , что то, что нравится им может не нравится 90 процентам избирателей , они вообще не понимают как это их близкий может не нравится, они непрофессионалы и не знают различия между личным имиджем и медиа-имиджем. Используйте это. .Выходите на них разными способами, подбрасывайте им аналитику, засылайте жалобщиков и эмиссаров. А уж они–то к кандидату всегда прорвутся и отберут у него сколько надо времени на то, чтоб донести нужные вам логики. Ну кого он будет больше слушать, насчет того, что «люди говорят о его кампании», приезжего консультанта, который заинтересован говорить, что все идет хорошо, чтобы похвалить себя, или лучшего друга, который ходит и общается с людьми, а люди говорят, что газеты и листовки плохие? Конечно, друга и неважно, что все, с кем друг этот общался были подосланы вами из другого штаба или просто те самые близкие, которые всегда воспринимают ревниво любой материал о родном им человеке. Подсылайте в ПЛАНОВОМ режиме специальных тусовщиков и болтунов ко всем этим друзьям, доверенным лицам и проч. Они сами найдут нужные слова для кандидата, у них 20 летний опыт общения с ним. Они, друзья обработают его так, как не обработает сотня врагов.

Фальсификация социологии
Ее в штабах ждут как манны небесной, ее читают независимо от источника происхождения, она действует, даже если ей не доверяют. Поэтому фабрикуйте всякие отчеты и цифры и забрасывайте их в штаб, только имейте в виду специфику. Если у вас выборы в Омске и вам надо повлиять на московских спонсоров, которые не в курсе ситуации, пишите, «общую» социологию и подсовывайте, Если вы закидывайте фальшивку прямо во вражеский штаб, то вранье разоблачится, если вы будете давать данные по тем же совокупностям или пользоваться той же методикой и выборкой, что и их штабная социология. Поэтому делайте социологию по отдельным районам, накопительным методом или еще какой-нибудь квадратно-гнздовой выборкой, короче, нетрадиционно. Так, чтобы враги впрямую не могли сравнить данные. Но подозрение у кандидата и особенно тех, кто не очень в этом рубит, Вы зароните. Да, дескать в целом у нас хорошо, но вполне может быть что в отдельном районе «не очень». Начнутся наезды на ответственного за этот район и проч. суматоха. Но лучше всего если вам удастся за деньги изменять данные в их штабной социологии, то есть подкупить то агентство, которое ее делает или ту пиар- фирму, а если быть точным , конкретно тех, кто занимается вводом анкет. Как правило, это технические работники, студенты не высокой квалификации и получают они не много.

Индукция предвыборной паранойи.
Есть люди, которые в силу отсутствия у них творческих способностей не понимают, что идеи могут «витать в воздухе». Например, если Вы в штабе решили, что в депрессивном регионе неплохо пойдет слоган: «забота о людях», а завтра они увидели, что соперник выпустил листовку «главное- забота о людях», то они на все 100 будут уверены, что наш штаб кишит шпионами. В самом деле, такой супер-мега-уникальный креатив как «забота о людях» может прийти в голову только одному гению и только раз в столетие! Ну и если он пришел, то все во вселенной захотят его украсть… Вот на таких-то подозрительных и надо рассчитывать. Они способны своими подозрениями разрушить любой штаб, эти бездари понимают, что доказать свою полезность в кампании они могут только одним способом: продемонстрировать руководителю личную преданность на фоне лживости остальных. Поэтому подбрасывайте им пищу для работы. Все , что знаете об их штабе, публикуйте в открытых источниках, пусть ищут у себя крота, пусть из-за секретности парализуют себе всю работу, пусть боятся собственной тени. Встречайтесь с сотрудниками вражеского штаба, пусть их начальство видит, что вы общаетесь, давайте в открытую понять, что у вас есть шпион в их штабе, запускайте слухи в е-нете.

Нагнетание ужаса
Есть такой прием – японская слежка. Это когда на перекрестке рядом с Вами тормозит автомобиль, а нем сидят три рослых парня в черных очках и внимательно на вас смотрят. А если вы еще вечером обнаружите за собой хвост, а у подъезда странную машину, а еще и окажется, что в замке кто-то покопался, то тремор будет полный. В этой ситуации и при частых жалобах руководители кампании отвечающие за своих людей предпринимают дополнительные меры безопасности. Живут в куче, тратят бабки на сопровождение и охрану и думают только о безопасности, ходят тройками и проч. А всего –то надо закрепить за их штабными пару десяток студентов-ходунков да пару-тройку машин, пусть три дня потреплют нервы, а им шухера будет на месяц.
Можно еще повеселиться используя всякую мистическую чепуху, например, возле квартир где живут штабные, пролить лужу бычьей крови или просто кровавую дорожку обновляемую каждый день чертить. Можно побрасывать дохлых кошек и крыс, просто тухлое мясо и проч. все это есть на рынке. Очень действует на нервы.

Симуляция неадекватности
Представьте Вы выпустили листовку, а вам в штаб, кандидату на трубку, на дружественное ТВ и в дружественные газеты, всем знакомым начинают звонить «возмущенные избиратели» и орать «что же вы написали, я был за вас , а теперь не буду, какой ужас!» А ведь еще вчера вам казалось, что это просто ударный объект , который народ сразу полюбит, а тут такая реакция….Значит, вы что-то не понимаете, значит ваши представления неадекватны ситуации. Как же быть? Ничего не выпускать? Исследования новые проводить? Тестировать все на фокус группах? Если удалось добиться, что противник все тестирует на фокус группах, это просто счастье. Во-первых это замедляет его работу, во-вторых, это действительно приведет его к неадекватности. Дело в том, что сами люди на самом деле не знают как их надо агитировать. На фокус –группе они находятся не в естественной ситуации, а ситуации экспертов и они чувствуют, что должны что-то умное сказать. На самом деле, они просто начинают сочинять. Метут пургу. А соперник все это слушает и пытается разобраться. И запутывается. Парализуется его воля, теряется время что вам и требуется.

Дискредитация консультантов
Консультанты –мозг кампании, отключи их, и пол победы у тебя в кармане. У кандидата изначально существует на них большая надежда, завышенные ожидания, связанные с их понтами и просто с самой ситуацией. Как больной верит врачу так и кандидат вверяет свою судьбу в их руки. В то же время его мучают сомнения, справятся ли, смогут ли…. Короче, все это хрупкая структура, он мало с ними знаком, это не его сотрудники и не друзья , которых он знает тысячу лет. Идет процесс притирки, а тут еще , раз, и ему приносят досье на них. Оказывается они проиграли тысячу выборов да еще и с позором… И все это взято из Интернета, то есть далеко ходить не надо было.. А Вы и не знали! Можно, конечно, подкидывать и информацию из ФСБ и проч. структур. Можно просто всякого насочинять. Короче, собирайте и сочиняйте досье на противников. Самое интересное, за вас все уже сделано. У незаурядных людей много врагов. Чем круче ваш консультант тем, больше позитивных и негативных материалов о нем есть. А враги уж про него после каждой кампании столько накропают!!!. Собирайте это все, подшивайте и забрасывайте в штаб. У консультантов всегда внутри штаба есть недоброжелатели. Они уж сделают из мухи слона. Они уж донесут до кандидата, каких змеев он пригрел на груди! Вот славненько, пусть разбираются. Пусть кандидат их слушает в пол-уха. А если еще будут сомнения не только в компетентности, но и в порядочности, то это вообще красота. А ведь есть еще конкурирующие команды консультантов, которые трутся рядом и возможно, кандидату покажется, что надо менять коней на переправе. Есть амбициозные члены команды, которые подсиживают их и у которых внезапно появляется шанс добиться вожделенного повышения статуса. Все эти интриганы в чужом штабе и карьеристы - это ваши союзники. Раздоры, ревность, недоверие вот имена ваших друзей. Побольше дискуссий и разговоров на повышенных тонах, побольше горячих обсуждений и споров, побольше подозрительных контактов. Хорошо бы внедрить в штаб интригана-подставлялу-ябеду-скандалиста-перестраховщика, желательно такого, чтоб пользовался доверием у руководителя кампании. Один человек может ох как много. Настоящий такой тип может один разрушить весь штаб, особенно если он высоко сидит. Этому есть ни мало примеров.
Вместо консультантов засылайте всяких шарлатанов и жуликов, которые обещают победу за дешево. У всех есть коллекция таких типов, скажите им, что для них в чужом штабе вроде есть место. По крайней мере, они время у соперника отнимут

Коррупция
То, что лежит на складе всегда дороже по деньгам, чем зарплата сторожа, в противном случае сторож невыгоден. Поэтому коррумпировать тех, кто что-то охраняет или кому что-то народом или властью доверено, это всегда выгодное занятие во все века. Единственное лекарство против коррупции это не денежные выплаты, а нравственные убеждения, забота о перспективе и репутации, идеологическая убежденность, страх расплаты. Но на кампанию люди нанимаются не надолго, нанимаются как раз для того, чтобы подзаработать., и боятся им особо нечего.. Короче, это идеальная среда для коррупции. Штабы мало уделяют внимания внутренней культуре и корпоративному пиару, наоборот, все внутренние дрязги, недостатки, организационная неразбериха у людей на глазах, так что чужой каравай (то есть представления о том, как все устроено в команде соперника) заведомо кажется слаще. Кажется, что только твой штаб так тупо работает, поэтому уверенности а победе именно у своих и нет. Подкупайте агитаторов соперника, разносчиков листовок, шоферов, экспедиторов, секретарш, всех кого можно. ЭТО ВСЕГДА ВЫГОДНО. О том, что в штаб обычно забрасываются шпионы вроде все знают, но мало кто делает это систематически. Отряжает специального эмиссара (или нескольких), который просто ежедневно ходит и предлагает суммы и отчитывается сколько коррумпировал в день. Просите у коррумпированных информацию, а еще лучше действий, пусть сдают листовки, пусть сдают адреса членов штаба, пусть занесут в штаб вирус, который в один прекрасный момент грохнет всю штабную компьютерную сеть. Это хорошая проверка на лояльность. А то еще не дай Бог двойной агент или псевдоагент сливающий вам дезу. Нет, пусть докажет, что он приносит пользу. Особо хорошие стукачи получаются из тех, кто не доволен своим положением, своим местом в штабе и хочет, чтобы все проиграли раз уж они не ценят его.
Даже если люди не коррумпируются, или докладывают своему начальству о таких попытках с вашей стороны - это хорошо, будет сильнее контроль и подозрительность, на всех будут косо смотреть, а это очень вредит работе.

Работа с силовиками.
Особенно это подходит для действующей власти, но отдельный ресурс может быть у кого угодно. Идет оппозиционер, а вот какой-нибудь пожарник у него родной брат. Ничего сойдет и пожарник, он ведь может объявить, что здание штаба не соответствует нормам и закрыть его. А сколько могут разные ОБЭПы РУБОПы, судьи, прокуроры, СЭС и проч.. Заводите уголовные дела, устраивайте выемки и обыски, только не делайте это глупо, так чтобы соперник делал из наездов свой информационный повод. Понятно, что если вы в рамках уголовного дела по факту чернухи резко накроете его штаб, то надо сразу же в этот день на всех каналах и во всех СМИ отоспаться по этому поводу. «Милиция имеет веские причины провести обыски выемку». А не ждать когда они соберут прессуху и заявят о правовом беспределе и политических корнях происшествия. Ваш шум должен быть сильнее, и он будет сильнее, так как вы готовы к этому, а соперник не готов, не дайте ему перехватить инициативу. Накрывать надо типографии, тормозить машины, вести всех в отделения, устанавливать личности, арестовывать тиражи из-за каких–нибудь нарушений выходных данных и проч. Нет ничего приятнее, чем сорванный график выпуска полиграфии у соперника. А ведь вы можете натравить налоговиков на тех, кто поставляет бумагу (а это единичные фирмы) и устроить бумажный кризис в регионе, можете натравить их на типографию, ГАИ пусть ловит машины. Учтем, что тиражи всегда на кампаниях из-за фондов занижаются, так что там всегда есть что ловить и к чему придраться. Есть еще те службы, что ведают лицензиями. Заставьте все эти ресурсы работать, причем КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПО ПЛАНУ.

Подрыв инфраструктуры
Если периодически отключается электричество, если постоянно виснут компы, если заняты или отключены телефоны –работать невозможно. Тут можно и диверсии соответствующие устраивать. Например, с компьютерной сетью. Существует масса способов. Например, зашел человек в штаб, оставил секретарю дискетку, дескать передайте вашему начальнику Петров просил занести. Тот, недоумевая, почему Петров не предупредил заранее, вставляет ее в комп, и всей сети кранты. Есть и обычные хакерские способы уничтожения сетей. И не верьте тем, кто говорит, что все защищен надежно. Пентагоновские сети по несколько раз в день хакают, что уж говорить о наших штабных сетях. Хорошие специалисты за пару тысяч долларов (и столько же премиальных) сделают все в лучшем виде. А ведь в сети не только важная с точки зрения разведки информация, там балванки статей, речей, результаты «драгоценных» мониторингов и исследований. Да, что там говорить, для нашего традиционного штаба уничтожение сети это трагедия, похлеще чернобыльской. Главное, что потом любую халатность и нестыковку плохие исполнители долго будут списывать на этот пожар. Другая важная вещь это связь. Ее можно отключать в нужный момент, если у вас есть друзья на телефонных и сотовых станциях. Но это вредит бизнесу. Связь лучше занимать. Если вам известны телефоны чужого штаба (а их легко достать даже если ваш крот находится на низком уровне), то можно дать объявления в бесплатные газеты «требуется бухгалтер без опыта работы» , « объявляется тендер на покупку компьютеров, мебели» и проч. что позволит ваша фантазия и чувство юмора. Но это старые способы. Современнее просто поставить специального сетевого робота где–нибудь в Туле и пусть названивает всем по кругу. Учтем, что стационарные телефоны не так –то просто поменять, а мобильные менять дорого. Через пару дней робота в Туле можно заменить на робота в Твери, и по новой! Ну и как соперники будут работать?. К инфраструктуре относятся еще всякого рода помещения (давите на арендодателей через власть, бизнес, через СЭС , гражданскую оборону, комитеты по защиты архитектурных памятников, пожарных и проч.. Есть такая важная вещь как вода, электричество и тепло. Диверсий рекомендовать не будем, просто можно найти способы, чтобы в неподходящий момент случились разные отключения. Даже одно отключение иногда бывает решающим.

Обалванивание элиты
Так называемые ВИПы (V.I.P.-Very Important Persons - очень важные персоны) и ЛОМы (Лидеры Общественного Мнения) это отдельная большая целевая группа, влияющая и на население в целом и на вашего соперника тоже , так как он сам принадлежит к их числу. Работать в обстановке, когда никто из твоей касты тебя не поддерживает, большинству важных людей невыносимо (они и стремились зачастую стать «важными», только для того, чтобы получить признание ВИП-тусовки, стать ее членом). Поэтому косой взгляд какой–нибудь шишки в глазах кандидата весит больше, чем большой электоральный успех. Рейтинг растет, а элита ворчит и кандидат часто начинает блокировать мероприятия ведущие к росту рейтинга, но вызывающие недовольства элиты. Этим надо пользоваться. Тем более, что недовольство и в целом понимание хода кампании у элиты складывается не само по себе, а так же под влиянием информации. Элита – это специфическая целевая группа, но это целевая группа! Она закрыта от многих информационных потоков, но зато имеет свои! Подавать эту информацию надо особо, не так как массам, но ее надо подавать, а не ждать, пока это сделает соперник и когда они сами чего-то придумают. Лучше всего , конечно, идут всевозможные устные контакты с разного рода эмиссарами и такими же випами или псевдо –випами (приезжает , например в провинциальный регион какой0нибудь Хлестаков из Москвы и встречается со всеми и дает свои интерпретации событий и, наоборот, в Москву, в Администрацию Президента прорывается какой- нибудь региональный олигарх и рассказывает как на местах на самом деле обстоят дела в отличае от того, что пишут газеты и рапортуют их подчиненные). Далее по значимости идут разные аналитички и меморандумы, записки и соц. исследования. Они страсть как любят их читать! И запомните на всю жизнь, ЧТО написано важнее, чем КТО написал, вопреки очевидному мнению, что наоборот, ВИП читает и доверяет только проверенным источникам и только самым важным. Человек –животное разумное. Если в какой-нибудь записке малоизвестно неавторитетного фонда на пальцах показываете, что некий Иванов не может выиграть потому , что у него, например, такая-то проблема, а в то же время он в источнике, которому привык доверять читает, что Иванов выиграет, но среди аргументов не находит ответ на вопрос о той проблеме, то он скорее поставит под сомнение свой любимый источник, а еще лучше оба источника. Если некто или нечто говорит разумные вещи с которыми невозможно не согласиться, то плевать на то, кто это говорит. Это не значит, что человек сразу начинает верить этому источнику во всем и идти куда он позовет, просто человек принимает нечто к сведению и меняет чуть-чуть точку зрения. Чтоб был понятен этот важный момент по которому возникает много споров, приведем пример. Вот Доренко. . заслуживает ли он доверия? Да нет , конечно. Всем ясно на кого он работал и с чьей руки ел. Но если он говорит в своей «аналитической» передаче, что «Примаков не станет президентом, потому что он стар»,то вы же не станете говорить, что не стоит этому верить, так Доренко работает на Березовского. Просто вы, начитавшийся газет о скором президентстве Примакова, как-то упустили этот момент. Нет, вы конечно, не слепой и видели, что он стар, но как-то это ушло на второй план… а тут вы получили чуток холодного душа и неважно от кого. Нет, вы , конечно, еще трепыхаетесь, и думаете, ну и что, что стар, у нас народ может быть любит старых. И тут вас окончательно добивает какой-нибудь рейтинг в глянцевом журнале (заказной, конечно), где написано, что «80 процентов Россиян доверяют Примакову» («ура, я так и знал!»), но в то же время «70 из них, считает, что президент должен быть молод» («ах, какая жалость») и вот, когда вам звонит друг-вип из Москвы и предлагает играть на стороне «Отечества- всей России», вы начинаете колебаться и тянуть время. ( «Я очень хорошо отношусь к Евгению Максимовичу, но стар он все-таки, президентом не станет, а мне есть , что терять…») когда Вам говорят про Лужкова, то вы тоже уже наслушались доренковских передач «об убийстве Пола Тэйтума» и вам в начале казалось это просто смешным бредом, пока знакомый ваш дипломат по секрету (ха-ха) не сказал вам «старик, поверь мне, никогда в этой стране не будет президента, который бы явно не нравился янки, конечно, эта история с Тейтумом чушь полная, но ты же знаешь американцев, они как дети все воспринимают, им чудится везде русская мафия, к которой они приписали и Лужкова. Они миллиарды долларов сюда пришлют на выборы, чтобы он не прошел, консультантов всяких, в розыск его объявят., застрелят, ты уж поверь…» Таким образом, что требуется для успешного околпачивания . сотни випов, которые потенциально могли поддержать Лужкова и Примакова? Один умный парень, который это придумал, пара- тройка сюжетов у Доренко, пара заказных рейтингов в глянцевых журналах, да инструктаж десятка дипломатов- генералов - гэбэшников и прочих эмиссаров, которые пойдут с вами общаться. Конечно, мы далеки от мысли, что Отечество проиграло только из-за этого, и что это единственные способы воздействия на элиту, мы просто говорим о том, что сочетание разных факторов и самого содержания информации дает эффект независимо от источника. Информация это вирус, он проникает в вас хотите или нет и заставляет как-то к нему относится, как то (пусть негативно, но реагировать). Поэтому смело сажайте отдел умников, пусть сочиняют логики самые замысловатые (наподобие той, что США просто умрут, но не пустят Лужкова) и рассылайте и забрасывайте все это по элитам. Не знаешь, где и когда что сработает. Но сработает. Проверено. Отдельный вопрос -специальные СМИ для ВИПов. Это авторитетные журналы с которыми надо закантачить и специально созданные вип-бюллетени. Желательно создавать их загодя, и рассылать от имени какого-нибудь фонда, или информационного агентства, тиражом 100 экз, если речь идет на пример об информационной войне в субъекте федерации. На худой конец, всю эту псевдоаналитику можно просто размещать в он-лайне. Донесут! Есть , еще один тонкий момент. ВИПы –специфическая аудитория , их не надо агитировать и рассказывать им то, что всем остальным в виде лозунгови программных документом. Они любят сплетнии из коридоров власти, слухи, закулисные интриги и прочую информацию о том, что «на самом деле» происходит и «почему» это происходит, а также «что произойдет дальше». С другой строны, не надо вдаваться и в другую крайность. Не надо перегружать материалы излишне сухими цифрами, таблицами и аргументами. Не забудете, что ВИПы в массе свей это не технические специалисты, их замы, не люди разума, а люди воли. Им наскучивают умствования, они их не поймут. Многие агентства или вип- издания на этом прокололись. Они стали делать такую заумь, что никто их не стал читать. Многие Випы с удовольствием читают АПН или Компромат-ру и выбрасывают в урны подробные отчеты аналитических служб просто потому, что им скучно и непонятно. Есть одно большое заблуждение, которому подвержена современность. Что, дескать, мы живем в информационную эпоху, и надо стремиться все читать и знать. На самом деле, управляет тот, кто создает информацию, а не тот, кто ее потребляет. ВИПы это бессознательно чувствуют, и поэтому отгородили себя от большей части информационных потоков, которыми пользуются массы., но все равно и они попадаются на всякую «эксклюзивность», «инсайдерские источники» и проч.

Манипуляция журналистами.
Казалось бы журналисты, вот кто создает информацию, вот властители мира, но все не так просто. Создавать информацию не значит писать, создавать , значит создавать события, а журналисты их отражают они реактивы в силу специфики профессии, тогда как випы как раз активны., Хотя, журналисты – если не ВИПы , то уж точно ЛОМы И поэтому можно было бы смело опустить этот пункт и отослать к тому, что написано чуть выше журналисты тоже любят «на самом деле», закулисье, слухи и сплетни, инсайдерство и эксклюзив. Однако, есть небольшая специфика. По отношению к источникам информации тут все гораздо легче. Те же эмиссары, те же аналитички, а роль СМИ для журналистов выполняют Информационные агентства. Купите , создайте или ангажируйте информ. агентства и любые другие он-лайн источники и они будут задавать повестку дня для журналистов. в деталях рассказывать как задавать эту «повестку дня» здесь невозможно так тема слишком обширна. Можно сослаться на источники в которых эта тема хорошо изложена. Это все книги Е Дьяковой и А. Трахтенберг, Книга Миронова «Раздувай и властвуй», книга «Уши машут ослом» (Бакстер- групп) и проч. Сами журналисты, понять что такое повестка дня патологически не в состоянии в силу специфики своей профессии. Они не создают события, они их отражают, а значит их позиция реактивна , а не активна. Они гордятся тем, как творчески они могут что-либо отразить и преподать, черное превратить в белое, а белое в черное, но они не понимают, что именно они красят черным или белым и на кого это работает. Они не понимают, что когда они упиваясь своим талантом, пишут ехидную и стебную статейку про соперника и его акцию, они зачастую работают на него и очень огорчаются , когда им об этом говоришь. Они не понимают, что когда они приводят 130 аргументов, искренне оправдывая своего кандидата, отмазывая его от какого-нибудь вздорного обвинения, они работают против своего кандидата и оскорбляются в лучших чувствах, когда им об этом говоришь. Разница между журналистами и хорошими пиарщиками такая же как между строителями и малярами. Только маляры не думают, что если они покрасят чужой дом черной краской он от этого разрушится, а если свой покрасят белой он простоит сто лет. С журналистами еще и в том часто проблема, что они постоянно путают где свои дом, где чужой. Ну довольно сложных сравнений, лучше поясним на паре примеров и то и другое.
Выборы мэра. По Уставу проходят в один тур. Мэр контролирует все СМИ сидит не шибко высоко (30-процентов), но твердо. Выдвигается местный олигарх, чем то обиженный на мэра. Журналисты, которые независимы, рассчитывают поживиться, но олигарх создал свою газету и стал бесплатно выпускать ее тиражом в каждый ящик. Мало того, что он отказал в оплате, нанял приезжих пиарщиков, дак еще и тиражи газетам подорвал. Короче, вражда кровная. Не успел этот олигарх выпустить первый номер, как тут же из всех орудий ударили по нему рыцари пера. И так обстебали и эдак. Дальше, так и повелось, он делает акцию, и выпускает газету, а вся пишущая братия соревнуется в остроумии. Мэр рассчитывал, что он наберет 30-35, что достаточно для победы, а оставшиеся 65 разойдутся по тем 10 кандидатам, которые повыдвигались, кто возьмет 5 , кто 10 , кто 15, кто 20. Ан, нет. Победил олигарх с 40 процентами , а остальные набрали по 3-5. и мэр свои 30.Почему? Ведь все работали против него?! Да, веселые ребята сумели убедить 60 процентов горожан, что олигарх плохой, и они за него не проголосовали, но 40 проголосовали, потому что по любому вопросу общественное мнение всегда делится, и ресурсы были сопоставимы, чтоб донести аргументы. Но дело в том, что в день выборов на повестке дня стоял вопрос «вы за олигарха или против него?», ОН и отношение к нему было в повестке дня! Вот, чего добились журналисты месяц отрываясь на нем. Ведь как мудро хотел поступить мэр. У меня есть 30, а остальные разойдутся между остальными. Есть я и все остальные. Благодаря тому, что месяц все крутилось вокруг олигарха, мэр и прочие сами превратились в остальных. Оказалось, что есть ОН, олигарх, и остальные.
Это пример на понимание того, что не всегда критика работает «против». Можно привести пример и про то как не всегда похвалы работают «за» а заодно и про то как журналисты путают свое и чужое..
Выборы в Государственную Думу. Есть два очень сильных кандидата, остальные не в счет у обоих поровну денег, власти СМИ и проч. Один крупный предприниматель со связями, другой директор Дорожного Фонда. Дорожник , естественно, затеял шарманку про то, как он будет строить дороги в округе и пел об этом 2 месяца, предприниматель же позиционировался как человек дел, а не слов. Это иллюстрировалось самыми разными делами. И вот кому-то из журналистов, которые вели его кампанию за 2 недели до выборов пришла счастливая мысль, что надо всем показать, что Дорожник только обещает, а Предприниматель делает. нашли подходящий объект, договорились с одним из местных глав, и тут же через весь район с помпой начала строится дорога, о чем , естественно , и написали с радостью журанлисты. Предприниматель продул неожиданно много, аж на 15 процентов отстал. Почему? Ведь такая красивая финальная точка?! Да потому что не надо трогать чужих тем! Ведь этот дорожник и в бюллетене дорожник и 2 месяца пел про дороги и их важность. Допелся, что даже вражеские журналисты, которые много читали чужих СМИ в это поверили и придумали супер–акцию. Сделали за 2 недели до голосования тему дорог –темой номер один. В округе много проблем, но тема дорог не самая важная. Была! Пока ее не подогрел сначала один, а потом и второй! Конечно, люди стали выбирать того, кто справится с проблемой дорог и, конечно, дорожник тут вне конкуренции.
Этот пример заодно демонстрирует, как вредна чисто журналистская привычка следить за чужими СМИ., они, журналисты, привыкли профессионально относится с ревностью к коллегам- соперникам и поэтому остро и эмоционально реагируют (самое страшное, что может приключиться с человеком вообще и с кандидатом в частности, это то, что он реагирует!!!). Чтобы поймать рыбу надо не плавать в воде, а забрасывать крючок снаружи. Надо быть ВНЕ СМИ, чтобы уметь управлять ими, уметь держать удары и наносить их. Как свиньи ничего не понимают в селекции и животноводстве, так журналисты ничего не понимают в пиаре, что бы они об этом не говорили сами. Не понимают не потому, что глупые (они как раз зачастую, умные люди), а в силу профессионального кретинизма, в силу специфики профессионального отношения к миру. Кстати, прочитав большую часть этого теста Вы уже можете себе в ужасе представить, что будет с кампанией , если ее поручить журналисту, который уверен, что он правит общественным мнением, и что от какой-нибудь яркой талантливой статейки или сюжета зависит победа. Да он не только организовать все эти процессы работы с элитами, псевдоаналитиками, силовиками, спонсорами, кандидатом и его близкими не сможет, он искренне не понимает зачем это и не будет тратить на это деньги. Журналист, переквалифицировавшийся в пиарщика (это сегодня очень часто встречается), конечно, лучше, чем скажем, руководитель кампании- психолог-имиджмейкер (как это было еще 5-7 лет назад), когда эти горе –руководители всерьез утверждали, что победа зависит от того, как сидит костюм или галстук и по 10 часов к ряду разбирались с глубинными «детскими комплексами» кандидата, но все- таки желательно, чтобы каждый занимался своим делом.

Юридические войны
В заключении текста, который называется «не дать выиграть» и разбора дезорганизации отдельных групп надо сказать и об общей дезорганизации, которая может быть нанесена всем подразделениям штаба соперника, может парализовать все его действия. Речь идет о юридических атаках на соперника по поводу АБСОЛЮТНО КАЖДОГО его шага. Не так выдвинулся, не так собрал подписи, не так зарегистрировался, не так выступил, не так оплатил. Вот кому нужен мониторинг действий соперника, юристам , а не кому-то другому. И не важно, что он выиграет все процессы. Главное, что ему это измотает все нервы. Представьте, каждый день суд на котором тебя могут снять, а как планировать, как деньги тратить, а вдруг все зря? Главное, что это будет держать его в напряжении и заставит быть осторожным, заставит отказаться от многих намеченных планов и акции, а другие провести более скромнее или с задержкой. Все это нам в плюс. Естественно, что травить соперника будете не вы, а специальные технические кандидаты, просто рядовые избиратели, какие-нибудь СМИ, фонды, общественные организации и прочая шушера. Пусть все эти обвинения высосаны из пальца, но если все подкрепить какими-то действиями, акциями, типа пикетов, митингов и проч. все это становится информационным поводом, который нельзя игнорировать СМИ и которые так или иначе надо объяснять людям. Вот и пусть соперник оправдывается и путается в показаниях, вместо того, чтобы продвигать свою программу. А ведь никто не исключает, что какой-нибудь процесс может завершиться успехом и соперника удастся окончательно снять. Впрочем, вопрос так огромен, что мы посвятим ему отдельную главку.

«Мухи съели пограничника!»
Осталось ответить на последний вопрос, который читатель задает наверняка на протяжении чтения всего текста: А как быть? Как защититься? Как противостоять коррупции? Как отказаться от общения с близкими? Как перестать читать журналы? Как спасти компьютерные сети и телефоны? Что делать с надоедливыми исками? Как можно ввериться консультантам, а вдруг они проходимцы? А что если и мой бизнес будут так же долбить?
Мы, конечно, можем порекомендовать всякие драконовские меры. Например, не общаться всю кампанию с родными и близкими, не верить друзьям, не читать никаких аналитичек, устроить 5 проверок на вшивость всей команде, прежде, чем вступить в бой, сделать супер-мега–систему безопасности и секретности, чтобы в компьютерную сеть не мог войти даже сис-админ, а телефоны штаба, чтобы не были известны даже кандидату. За каждым поставить слежку и ввести такую дисциплину и штрафы за каждое нарушение режима безопасности и секретности, что позавидует даже масонская ложа или «коза–ностра». Тем более, что специфика нашего безграмотного современного менеджмента в том, что всякий кто умеет материться и штрафовать? считает себя крутым менеджером, а всякий, кто хочет, чтобы его считали крутым менеджером быстро учится орать, материться и штрафовать за дисциплинарные нарушения. Для таких в самый раз все эти секретности, держимордство и параноидальная маниакальная подозрительность/ Поэтому, многие идут по этому пути и…. проигрывают. Все эти дисциплины, недоверие и нагоняи подрывают творческий дух, а секретности и безопасности мешают работать себе больше, чем сопернику.
На самом деле, для того, чтобы штаб не разрушали и команду не деморализовывали нужно всего лишь, чтобы у вас не было ни «штаба», ни «команды». Если у вас нету тети, то вам ее не потерять! Современное управление - это проектное управление, где все проектные группы совершенно автономны и делают свое дело без оглядки на других. Они маленькие, но их много. От плохой работы одной ничего катастрофического не случится, есть еще несколько подстраховывающих! От того, что соперник, действующий сходными методами, накрыл или нейтрализовал одних, ничего не случится, пусть стреляет из пушки по воробьям! Прочь коллекторы, узлы, штабы, центры! Прочь гигантоманию! Прочь функциональное разделение! Да здравствуют проекты! Да здравствуют вирусные стратегии! Мы в начале текста уже говорили про чеченцев и неуклюжесть нашей армии. Наша дисциплинированная махина не может справиться с какими–то отдельными неорганизованными бандами, какими-то сайтами, фондами, общественными организациями, правозащитниками, комитетами матерей и беженцев, резвыми репортерами… каждый из них в сравнении с армией микроб, но их так много. Но ЭТО и есть ВОИНЫ современной войны, это и есть современная война
В книге М.Калашникова и Ю. Крупнова «Гнев орка» есть замечательное сравнение. Представьте, что вы закованный в броню рыцарь, в шлеме, вышли в чистое поле сражаться, ждете, когда на конях приедет неприятель, когда покажутся его стройные ряды. Вместо этого на горизонте показывается туча, но не туча всадников, а туча каких-то насекомых. И эти не то мухи, не то мошки, не то саранча начинают влетать и влезать в ваши смотровые щели, жалить глаза, заползать за воротник. Вы начинаете крутиться волчком на месте и отбиваться, хлопать себя своими же железными рукавицами по железным же латам, отбрасываете с досады меч, сдираете с головы шлем, чтобы отплеваться от набившихся в рот мошек, а облако, почувствовав голую плоть, еще больше впивается, жалит, еще больше залазит в открывшуюся горловину. Вы издаете нечеловеческий крик отчаяния и падаете на землю, стонете, катаетесь, давите, пока не выбьетесь из сил и не помрете от укусов, и долго еще саранча будет копошиться и доедать свежее кровавое месиво.
Когда–то давно в желтой газетенке мы увидели заголовок: «Мухи съели пограничника». Так он нам понравился, что мы стал символизировать для нас стилистику желтой прессы - вообще («ребята, напишите матерьяльчик в духе «мухи съели пограничника», бывало обращаемся мы к журналистам, имея в виду, что нужен броский заголовок, чтобы заметили, и преподнесение несенсационных фактов как сенсационных с использованием фантазии). Но после вышеописанного сравнения эти мухи и этот пограничник видятся в ином свете. Пограничник (тот, кто защищает и защищается) всегда будет съедет мухами (нападающими), в этом его судьба.
Вы спрашиваете, как защититься от всех вышеописанных методов? Никак!!! Не защищаться!!! Нападать!!! Следуйте тому, что написано выше и вашему сопернику некогда будет думать о том, как напасть на вас, равно как и обо всем остальном. Начните раньше его, опередите, время это самый важный фактор победы, не даром Гудериан, с рассказа про которого мы начали этот текст, придумал термин «блицкриг» (молниеносная война). Кто первый ударит и ошеломит, тот и поведет в дальнейшем, кто владеет инициативой, тот заставляет реагировать, а кто реагирует, отыгрывает, тот проигрывает, по крайней мере, до тех пор пока реагирует и защищается. А контратаки, переходящие в наступление и полный перехват инициативы, смогли остановить даже самого Гудериана. Не нравится учиться у немцев, давайте учиться у дедов.