Нашел старые карикатуры, так что предлагаю отвлечься от изучения Освободительного похода мандалайцев в Междуречье.
=========================================
ПАКТ В КАРИКАТУРАХ
Не угасает и даже, пожалуй, растет интерес людей к так называемым «белым пятнам», или, по-другому, к «черным дырам» нашей истории. В частности, привлекает большое внимание советско-германский договор 1939 года, так называемый «Пакт Молотова — Риббентропа».
У меня сохранились любопытные отклики на этот пакт — карикатуры известного английского сатирика Дэвида Лоу. Мы познакомились с ним в 1932 году, когда он посетил нашу страну в составе британской парламентской делегации. О своей поездке в СССР Лоу впоследствии выпустил богато иллюстрированную юмористическими путевыми зарисовками книгу, проникнутую большой симпатией к советским людям.
Надо сказать, что добрые чувства к Советской стране не помешали английскому сатирику откровенно и нелицеприятно высказать свое отношение к репрессиям и политическим процессам 30-х годов. Об этом достаточно красноречиво говорит карикатура Лоу, опубликованная в ноябре 1937 года:
— Удивительно, как вы напоминаете мне кое-кого, Иосиф... — говорит молодой коммунист, всматриваясь в Сталина, подстригающего себе усы «под Гитлера».
А вот знаменитая карикатура по поводу пакта 1939 года, изображающая «рандеву» двух диктаторов на фоне уже начинающегося военного пожара в Европе.
— Всемирный мерзавец, если не ошибаюсь? — приветствует Сталина Гитлер, вежливо приподымая фуражку.
— Кровавый убийца рабочих, я полагаю? — любезно отвечает Иосиф Виссарионович, с поклоном прижимая руку к сердцу.
И еще один рисунок Лоу, опубликованный в июне 1941 года, буквально за несколько дней до нападения Гитлера на СССР. Вдоль советской границы уже выстроилась железная армада фашистских танков. Высунувшись из башенного люка, Гитлер приветливо машет рукой Сталину, который невозмутимо покуривает свою трубочку, твердо, по-видимому, уверенный в лояльности и порядочности своего новоиспеченного друга.
Надо ли пояснять, что подобным рисункам был тогда наглухо закрыт доступ в СССР. И все же мне довелось с ними познакомиться. Это было в 1945 году в Нюрнберге, где «карманное» издание политических карикатур Лоу я получил в подарок от их автора. Мы, четверо советских карикатуристов (Кукрыниксы и я), командированные на исторический процесс гитлеровских преступников, очень сердечно встретились там с нашим маститым английским коллегой. Нас дружески объединили и общность профессии, и радость долгожданной победы над общим врагом, и, кстати, еще то, что все мы пятеро значились в пресловутом «черном списке» гестапо, носившем деловитый заголовок «Найти и повесить».