|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
23.03.2003 15:37:33
|
|
Рубрики
|
Современность; ВВС;
|
|
эх, были времена... по поводу "Официальный протест России в связи с полетами У2"
"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" 03.08.1991
«Посланец Пентагона дрогнул и полетел вниз...»
Новые подробности инцидента над Баренцевым морем 1 июля 1960 года
«...Внимание оператора комсомольца Михаила Фрыкина привлек чуть заметный всплеск новой отметки на индикаторе РЛС. Откуда она взялась?
Офицер наведения прекратил занятия с расчетом и быстро оценил обстановку.
— Иностранный воздушный пират идет к нашей священной земле, — подумал он в тут же скомандовал: — Капитану Полякову — воздух!
Еще была надежда, что вражеский экипаж учтет урок с Пауэрсом. Однако воздушный пират нагло приближался к границам нашей Родины и вскоре вторгся в советское воздушное пространство.
— Приказ на посадку самолет не выполняет,— докладывает летчик советского перехватчика.
— Повторить приказ, — радируют с командного пункта. Летчик капитан Поляков еще и еще раз передает сигнал. Экипаж пирата прекрасно видит его, но не сворачивает с курса.
Вот только тогда с КП была подана команда на уничтожение стервятника. В эту секунду сердце пламенного защитника Родины загорелось неудержимой ненавистью к врагу. Посланец Пентагона дрогнул и полетел вниз, в холодные воды Баренцева моря. Закончилась бесславная карьера американского экипажа-разведчика».
(Газета соединения ПВО, 19 июля 1960 года).
ЭТОТ случай вошел во все летописи Войск ПВО и стал хрестоматийным, наряду с уничтожением американского самолета-разведчика «U-2» под Свердловском. 31 год назад в районе мыса Святой Нос был сбит самолет ВВС США «RB-47» — разведывательная модификация стратегического бомбардировщика «B-47» «Стратоджет».
Официальную версию сформулировал Н. С. Хрущев, выступая 12 июля 1960 года на пресс-конференции в Кремле. С тех пор она не изменилась. Глава партии и правительства заявил, что американский военный самолет в Баренцевом море близ Кольского полуострова нарушил государственную границу... В данном случае вторжение было пресечено в самом начале, поэтому Советское правительство ограничилось лишь уничтожением этого самолета.
Никита Сергеевич несколько преувеличил. Судьба «RB-47» и его экипажа решилась отнюдь не в Кремле. Полет разведчика оборвал летчик капитан Василий Поляков.
Свою версию о том, как это произошло, рассказывает подполковник в отставке Леонид Александрович Гомзяков, в прошлом офицер штаба соединения ПВО:
— В этот день я с командующим генерал-лейтенантом авиации Петрухиным на самолете «ИЛ-14» вылетел в Североморск на совещание. На аэродроме нас встретил начальник штаба соединения полковник Землянушкин. Позавтракали с ним и поехали в штаб.
Примерно в 13.00 — телефонный звонок. Докладывают: со стороны Норвегии в нашу сторону движется воздушная цель на высоте 9000 метров и со скоростью 800 — 900 км/час. Через некоторое время — второй звонок: цель приближается к Кольскому полуострову и находится на удалении 80 км от побережья. Петрухин спросил Землянушкина: «Что сегодня в дежурной паре?» Ответ:
«МИГ-19» и «СУ-9». Петрухин: «Давайте команду «МИГ-19», пусть запишет бортовой номер цели». Землянушкин: «Нельзя по приказу подходить к цели». Петрухин:
«Ничего не случится, Эйзенхауэр летает, а мы, что, должны смотреть на него? Пусть истребитель запишет номер».
Мы поехали на КП. Только приехали, дежурный доложил командующему:
— «МИГ-19» сел на полосу, самолет цел, летчик капитан Поляков докладывает, что цель им уничтожена и упала в море.
— Кто отдал летчику приказ открыть огонь?
— Когда командующему представили летчика, то первыми словами генерала было: «Поляков? Пойдешь под суд! Почему открыл огонь по цели без приказа?»
Генерал вызвал офицеров боевого управления, спросил, кто наводил Полякова? Ответили: старший лейтенант Котляров.
Прослушивание магнитофонной записи переговоров между КП и истребителем только запутало дело. Сейчас дословно пересказать не могу, но, помню, на подходе к цели была такая команда летчику; «Проверить, опробовать оружие». Затем голос Полякова: «Цель вижу, что делать?! Говорите, что делать?!» Пауза. И опять Поляков: «Он горит... горит... падает...» Возможно, были и еще какие-то одиночные слова, трудно вспомнить.
Командующий повернулся к Котлярову: «Это вы говорили Полякову оружие подготовить, проверить?» У Котлярова очень напуганный вид:
«Я этого не говорил... Не помню».
«Что тут помнить,— повысил голос генерал.— Твой же голос!» Присутствующие подтверждают: да, голос старшего лейтенанта Котлярова. Но приказа открыть огонь по цели он не отдавал. Да и при желании не мог отдать такой приказ. Связь оборвалась, пилот «МИГа» уже не слышал КП. Он открыл огонь без приказа.
— Почему?
— Сам Поляков в беседе с командующим доложил, что выполнял все команды с земли, но радиосвязь была неустойчивой, истребитель ушел далеко от аэродрома, а радиоретранслятора не было. Цель увидел неожиданно. Береговая черта просматривалась хорошо. Цель никуда не ушла, он ее уничтожил, так как бомбардировщик, по его утверждению, нарушил 12-мильную зону советских территориальных вод. Ответного огня американец не открывал.
По фотопленке определили, что атака по всем параметрам была идеальной. Расход боеприпасов — 111 30-мм снарядов. Кстати, насчет мотивов. Донесение командующего в Москву поручили подготовить мне. Переписывал его несколько раз: никак не могли найти подходящую формулировку. В окончательном варианте записал так:
«Действия капитана Полякова были вызваны личной ненавистью к американским агрессорам».
— Из американцев кто-нибудь остался в живых?
— Да. Второй пилот и штурман успели выпрыгнуть с парашютами. Остальные четверо погибли. Живых подобрал в мере советский рыболовецкий траулер. О неожиданной «находке» рыбаки открытым текстом сообщили по радио в порт Йокоганьгу. Оттуда «АНом-2» американцев перевезли в полк. Здесь до отправки их а Москву летчикам задали пять вопросов. Их продиктовал по телефону лично маршал Малиновский, министр обороны.
— И что это были за вопросы?
— Помню только три из них. «Почему нарушили Государственную границу СССР?» «Цель полета, маршрут?» «Состав экипажа, командир?»
Отвечали летчики, что если границу и нарушили, то не нарочно, по ошибке. Целью полета было изучение радиоизлучений в верхних слоях атмосферы. экипаж состоял из 6 человек, командиром был капитан Палм.
— Оставшиеся два вопроса были посвящены какой-то определенной теме?
— Нет, что-то общего характера. Один из американских летчиков — штурман Джон Ричард Маккоун — пытался сам задавать вопросы и требовать встречи с консулом США. Его вопросы были отклонены. Ему сказали, что спрашивать будем только мы, советские.
— Какой была реакция высшего командования на инцидент?
— «Своеобразной». Посыпались приказы типа «поднять самолет».
— Было что поднимать?
— Самолет падал с высоты девять километров, причем, если в момент обстрела «Стратоджет» летел со скоростью около 700 километров в час, то во время падения скорость постоянно увеличивалась. При таких физических параметрах однозначно во что самолет врезался:
в воду, в землю, в бетон. На куски. Поднимать было нечего. Да и насколько мне известно, у Северного флота не было техники для проведения глубоководных работ. Керосиновое пятно из баков «RB-47» образовалось вне наших территориальных вод.
— Участвовали ли в проведении поисковых и спасательных работ иностранные корабли и суда?
— Остатки самолета и экипаж искали и мы, и они. Только мы — там, где он упал, а норвежцы с американцами — западнее Новой Земли.
— Почему? Его же сбили севернее мыса Святой Нос?
— При падении в море самолет не успел подать «SOS», не сработал и аварийный радиобуй. Странно и не совсем понятно было видеть на индикаторах наших РЛС большие группы самолетов НАТО в районе Новой Земли. Кстати, потеряв упавший в воду самолет, наши локаторщики продолжили рисовать его предполагаемый «маршрут» в сторону Новой Земли.
— Радиоперехват?
— Возможно. В этой истории еще много загадок.
— На каком «уровне» решалась судьба летчика Полякова?
— По существу, лично Хрущевым. Ему на карте показали место, где был сбит «RB-47». Никита Сергеевич скаламбурил насчет того, что американцы сунулись к нам возле мыса Святой Нос и получили по своему «грешному». Но это произошло не сразу. Полякова сначала вызвали в Москву. Мой хороший знакомый из особого отдела в доверительной беседе сказал, что, вероятнее всего, капитана привлекут к ответственности. Тюрьма. Летчик и сам знал об этом. Потом мы узнали, что Поляков уже арестован... Жалко было парня. Отличный летчик. И вдруг сообщение ТАСС по поводу «RB-47»: полет был расценен как провокация. Летчика сразу наградили орденом Красного Знамени. Позднее пришли документы о награждении орденами и медалями ряда авиаторов и локаторщиков.
В последующие годы западные корреспонденты не раз донимали Хрущева: где же все-таки упал самолет? На что веселый и находчивый Никита Сергеевич поучал газетчиков, что суть не в том, где упал шпион, а в том, что не надо летать у наших границ. Не ходи по нашей улице...
ВСЕ сказанное, конечно же, нельзя воспринимать вне общей картины международной и военно-политической обстановки тех лет. Противовоздушная оборона страны, по свидетельству доктора исторических наук Е. Климчука, в начале 50-х пришла в полный упадок. В 1952 году истребители ПВО смогли отреагировать только на небольшую часть нарушений воздушных границ (34 случая), сбили 3 и подбили 3 иностранных самолета, но потеряли при этом самолет и летчика. Дело доходило до того, что американские военные самолеты стали спокойно в дневное время пролетать не только у Ленинграда, Киева или Минска, но даже появляться в небе Подмосковья.
1960 год был годом реванша: Пауэрc, «RB-47». Рано или поздно это должно было произойти. На Урале, Севере или в другом месте — но должно было. Неизбежность почти фатальная. В аналогичной ситуации подобным образом мог поступить и пилот американского «Дельта Дарта», если бы советский «ТУ-95» появился в его прицеле где-нибудь в районе Флориды. Но мы там не летали.
Смерть американских летчиков из экипажа капитана Палма с человеческой точки зрения не может не вызывать сожаления.
Судьба оставшихся в живых членов экипажа «RB-47» после возвращения в США неизвестна. А отставной летчик ПВО Василий Амвросьевич Поляков живет в Севастополе.
И. ЕЛКОВ.
Архангельск.