От Агент Ответить на сообщение
К All
Дата 22.03.2003 02:34:41 Найти в дереве
Рубрики Армия; Версия для печати

Вот такое мнение о военной реформе

+---
Переход от призыва к контракту.
Известный российский военный аналитик Виталий Шлыков несколько лет тому назад сформулировал как минимум десять устойчивых признаков вооруженных сил современных развитых стран, которых нет в России. И которые необходимо внедрять без дополнительных дискуссий, поскольку они накапливались и отрабатывались десятилетиями и по существу безальтернативны с точки зрения создания нормальных условий существования боеспособных армии и флота для самых разнообразных условий. Помимо объединенных командований к таким признакам относятся контрактный сержантский состав, военная полиция, территориальный принцип комплектования рядового состава и другие.

Особую актуальность приобретает проблема перехода к контрактной армии, о чем ведутся непрерывные дискуссии и экспериментирование. Поскольку, судя по всему, процесс затягивается, вполне можно было бы рассматривать и осуществлять первоочередные шаги в этом направлении, не сводя все к экспериментированию с Псковской дивизией ВДВ.

В качестве первого шага необходимо было уже давно приступить к комплектованию сержантского состава на контрактной основе. Отсутствие такого состава в Советской и особенно в Российской армии всегда вызывало изумление у всех иностранных военных специалистов. Автору статьи в конце 1996 г. пришлось во главе делегации Генштаба специально изучать этот вопрос в процессе посещения военных баз США. Все члены делегации воочию на многих конкретных примерах убедились в той основополагающей и цементирующей роли, которую способны играть сержанты-контрактники в обеспечении боевой и технической готовности воинских подразделений. В Пентагоне члены делегации познакомились с главным сержантом ВС США, в беседе с которым уточнялись функции сержантского состава.

Что же мешает этому в России? Допустим, на сегодняшний день в Вооруженных силах России насчитывается несколько больше, чем 100 тыс. человек сержантского состава. Более точную цифру называть нет необходимости из-за того, что, во-первых, это не оказывает принципиального значения на окончательные оценки. Во-вторых, что бы не спровоцировать претензий по поводу разглашения закрытых сведений.

С учетом повышения с января 2003 г. денежного довольствия, а также других выплат, продовольственного, вещевого и другого обеспечения прямые затраты на одного сержанта-призывника составляют около 20 тыс. руб. в год. Аналогичные затраты на сержанта-контрактника при денежном содержании около 3 тыс. руб. составляют примерно 60 тыс. руб. в год. Если теперь учесть то, что на сегодняшний день в ВС России почти четвертая часть сержантов уже служат по контракту и не утруждать читателя промежуточными выкладками (при желании это можно сделать по приведенным данным самостоятельно), то можно утверждать, что затраты на полностью контрактный сержантский состав без расходов на жилье потребуют дополнительно всего около 3 млрд. руб. в год. Средства на обучение можно не учитывать, так как учебных центров, которые приходится содержать, вполне достаточно.

Затраты на обеспечение сержантского состава жильем в зависимости от регионов и способов решения задачи варьируются в широких пределах. Есть опыт дооборудования освобождающихся казарм и служебных помещений под офицерские семейные общежития, в которых и рядом с Москвой офицеры живут в настоящее время. Это требует в несколько раз меньших затрат по сравнению со строительством новых зданий. Но для приближенных оценок необходимых затрат можно предложить, например, такую верхнюю оценку, осредненную по регионам страны, как выплата денег за поднаем жилья в размере 2-3 тыс. руб. в месяц. Если даже считать, что все 100 тыс. сержантов-контрактников не будут иметь своего жилья, то в этом случае дополнительные затраты составят 2,4-3,6 млрд. руб. в год.

Таким образом, верхняя планка затрат на создание одной из основных составляющих станового хребта вооруженных сил - контрактного сержантского состава не превысит 7,5 млрд. руб. в год, что составляет не более 0,5 % от выделенных на 2003 г. ассигнований по статье “Национальная оборона”. При рациональной организации затраты могут быть заметно сокращены.

Другим важнейшим шагом на переходном периоде к полностью контрактной армии может быть реализация предложения, выдвинутого генералом армии В. Яковлевым, о сокращении срока службы по призыву до одного года с одним в году осенним призывом. Преимущества этого очевидны. Практически резко уменьшаются условия для дедовщины, поскольку солдаты с различными сроками службы перестанут пересекаться. В армии могут прослужить в течение года те, кому не удалось поступить в ВУЗы. Наконец, альтернативная служба, которую сейчас превратили в удавку, может быть сокращена до двух лет, не вызывая сильного отторжения. Такой вариант представляется более предпочтительным по сравнению с предложением СПС сократить сроки службы по призыву до шести месяцев.

Рассмотренные меры по переходу к контрактному сержантскому составу и сокращению службы по призыву могут быть реализованы в течение одного году от момента принятия решения. Только вот основная проблема заключается именно в решении, а лучше сказать - в системе принятия решений в области обеспечения военной безопасности, военного строительства и реформирования Вооруженных сил.
http://www.kreml.org/decisions/18745010/18745916
----