От Kimsky Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.03.2003 10:26:56 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

В добавление об истории с 12-дм "Миротворцем" - если кому интересно

Hi!

"История «Писмейкера»

Война 1812 года продемонстрировала преимущество кораблей с более тяжелыми и дальнобойными орудиями. После войны американские офицеры уверовали, что следующим логичным шагом будет вооружить корабль несколькими тяжелыми пушками, и пренебречь многочисленными, но неэффективными мелкими пушками.

Спенсер Такер

Катастрофа на «Принстоне» ускорила введение научных методов в морской артиллерии.

Роберт Джон Шнеллер
(Robert John Shneller)

Морская артиллерия того периода не была некой закостеневшей дисциплиной, а развивающейся и эволюционировавшей наукой. Военно-морской флот США при всей своей консервативности, приведшей к появлению после бомбардировки Кинбурна в 1855 году отставания в развитии и принятии на вооружение броненосцев, тем не менее, всегда был в числе лидеров в деле развития артиллерии.
Много нововведений оказались неудачными из-за трудностей с применением железа вместо чугуна. Оно хотя и было вдвое прочнее, требовало сваривания, и слабым местом железных пушек были как раз места сварки. Преимуществом же таких пушек была возможность использовать более мощные заряды и более тяжелые ядра и бомбы.
Однако, это вело к снижению надежности орудий. Команда, не могущая рассчитывать на надежность своих пушек, становилась по меньшей мере нервной – поскольку на первый план выходил вопрос – «На каком выстреле пушка вместо того, чтобы выстрелить, попросту взорвется?» Морской офицер Джон А. Дальгрен, изобретатель названных по его имени пушек, однажды заметил о происшествиях с пушками: «Вредное воздействие таких катастроф на экипаж нетрудно представить».
История «обручения» тяжелого бомбического орудия и новейшего винтового военного парохода – это и есть история «Писмейкера» и «Принстона».
Началось все с Джона Эрикссона – позднее спроектировавшего «Монитор». В 1837 году Эрикссон предложил Британскому Адмиралтейству небольшой винтовой пароход, построенный по его собственному проекту, и провел весьма удачную демонстрацию его возможностей, буксируя баржу с представителями верхушки британского флота, включая Главного Лорда Адмиралтейства(Senior Lord of Admiralty). Хотя сам Эрикссон и счел свою демонстрацию успешной, флот отверг его проект – поскольку представители Адмиралтейства сочли, что таким кораблем будет трудно управлять. Эрикссон, разозленный отказом, завязал отношения с американским консулом в Ливерпуле, Фрэнсисом Огденом (Francis Ogden), сведшим его в свою очередь с кэптеном Робертом Стоктоном (Robert Stockton). Так было положено начало долгим взаимоотношениям между Америкой и Эрикссоном.
Морской офицер Стоктон обладал солидным состоянием, и интересовался техническими новшествами, связанными с его профессией. Увлекаясь экспериментами в области артиллерии, он, во время пребывания в Англии, по собственной инициативе приобрел разработанную Эриксоном пушку, в 1841 году доставленную в США. Пушка была изготовлена в Ливерпуле, на Mersey Iron Works. Следует отметить, что хотя заказ и не был засекречен – но пушка, которую по доставке в Соединенные Штаты пришлось еще рассверливать и монтировать на ней цапфы, по бумагам при отправке из Англии значилась как «гидравлическая труба».
Позднее, Стоктону довелось поучаствовать в захвате Калифорнии во время Американо-Мексиканской войны в короткой, но яркой кампании, и взять расположенный на реке в Калифорнийской Центральной Долине важный город, названный потом в его честь. Ранее ему довелось принимать активное участие в деятельности Демократической партии, и поддерживать на президентских выборах кандидатуры Гаррисона/Тайлера (Harrison/Tyler).
Результатом совместной деятельности Стоктона и Эрикссона стала постройка «Принстона» (Princeton). Это был паровой шлюп специально спроектированный для установки на нем двух тяжелых орудий на поворотных станках. Он был заказан администрацией президента Тайлера под воздействием убеждений Стоктона, как экспериментальный корабль. Этот шлюп, водоизмещением 672 тонны и могущий развить под парами скорость11 узлов, стал первым кораблем на котором в качестве движителя применялся винт разработанной Эрикссоном формы. Другим нововведением явилось использование вентиляторов для усиления тяги в топках. Получившее название «искусственной тяги» (forced draught) оно облегчило кораблю развитие максимальной скорости, и широко применялось в конце века. Эрикссон собирался использовать вентиляторы и на «Мониторе», чтобы увеличить его скорость, но при той вентиляции, которая была на «Мониторе» это привело бы к распространению непригодного для дыхания горячего воздуха по всему кораблю.
Вооружение «Принстона» в 1844 году состояло из двух 12-дюймовых железных пушек и 12 42-фунтовых карронад. Командовал кораблем сам Стоктон. Как перечисленные, так и прочие интересные нововведения на этом корабле позволили Спенсеру Такеру утверждать, что «Стоктон и Эрикссон сделали «Принстон» самым технологически совершенным кораблем своего времени». Стоктом в 1844 году заявил что «Принстон» был «самым дешевым, быстрым и известным военным кораблем в мире».
В британском флоте в этот момент активно переделывали уже строящийся корабль в свой первый винтовой корабль – «Раттлер», но именно в США был впервые заложен винтовой корабль. Так что хотя англичане и ввели в строй винтовой корабль первыми, но надо отметить, что в разработке такого корабля они отстали от американцев.
12-дюймовая пушка, сделанная на Mersey Iron Works и установленная на «Принстоне», сперва называлась «Оратор» (Orator). Позднее, из-за кризиса в отношениях между США и Великобританией из-за границ Орегона, она была переименована в «Орегон» (Oregon). Ее ядро весом 225 фунтов, выталкиваемое из ствола зарядом пороха в 56 фунтов, могло пробить 4.5 дюйма железа. Но и «Орегон», и, позднее, «Писмейкер» были по сути экспериментальными орудиями, на которых вес заряда менялся, также как и орудийный станок. «Орегон» в какой-то момент стрелял без использования энергии отдачи орудия (для подъема из артиллерийского погреба кокора с ядром и зарядом для нового выстрела – прим. пер.), которое могло привести к растрескиванию орудия.
Но наш рассказ посвящен второму орудию – «Писмейкеру». Оно было, по словам Спенсера Такера «в спешке изготовлено из доменного железа Ward and Company в Нью-Йорке, и откалибровано и доведено на Phoenix Foundry под руководством Эрикссона». В это время Эрикссон не выказывал никаких признаков сомнения в качестве изготовления орудия. И к драматическому завершению истории, скорее всего, привело сочетание чрезмерно мощного заряда пороха и недостатков применявшейся при создании орудия американской технологии того времени – хотя и существует мнение, что в это время американское железо превосходило английское.
28 февраля 1844 года от 350 до 400 видных граждан Вашингтона, включая президента Тайлера, членов его кабинета и его семьи, взошли на борт «Принстона», чтобы понаблюдать за демонстрацией его возможностей. Во время плавания по Потомаку его орудия произвели несколько выстрелов. Надо заметить, что до этого дня из обоих пушек уже неоднократно производились выстрелы, хотя «Писмейкер» в отличие от «Орегона» и не прошел всех положенных в американском флоте испытаний. «Писмейкер» сделал два выстрела 212-фунтовым ядром, при заряде пороха весом 25 фунтов. Но на третьем выстреле пушка взорвалась. Ее разорвало на три части, две из которых улетели за борт, а одна влетела в заполнявшую палубу толпу. Государственный Секретарь и Морской Секретарь, а также шестеро других были убиты, девять человек – включая Стоктона и сенатора Томаса Харта Бентона (Thomas Hart Benton) – ранены. Президент Тайлер в этот момент находился на нижней палубе вместе с юной леди, отец которой погиб при этом взрыве. Он постарался утешить ее в несчастье, и вскоре женился на ней.
Комиссия по расследованию этого взрыва установил, что железо из которого был сделан «Писмейкер» на четверть уступало тому, из которого делаются английские пушки, и что кузнечная сварка была очень плоха. Также он рекомендовал учесть, что «использование железных пушек большого калибра» не является целесообразным, пока технология не будет усовершенствована.
Причиной сгущения туч над Эрикссоном после этого инцидента были действия завистников. Стоктон вполне намеренно присвоил себе всю славу от успеха «Принстона», заранее выведя Эрикссона из игры (попросту оставив его в доке вместе с багажом, уходя на «Принстоне» из Нью-Йорка в Вашингтон). Из-за обиды на Стоктона Эрисксоон отказался сотрудничать с комиссией по расследованию, и это сильно испортило отношения Эрикссона с флотом США. Он предъявил счет на 13 930 долларов, который по настоянию Стоктона не был оплачен. Претензионный суд признал обоснованность счета, но денег Эрикссон так и не получил.
Результатом этого взрыва стало снижение веса заряда, не превышавшего теперь 15 фунтов. Это ограничение просуществовало вплоть до боя между «Монитором» и «Вирджинией», и, возможно именно оно привело к тому, что бой закончился вничью, а не безоговорочной победой «Монитора». Оно также подвигло Джона Дальгрена, лейтенанта армии Томаса Родмана и Роберта Парротта, прославившегося благодаря своей пушке, на проведение успешных экспериментов, позволивших создать в канун Гражданской войны новую артиллерию."