От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.02.2003 21:13:03 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

О караульной службе, снайпинге, свободе информации и ТНК в 1701 г.

Из трактата "О ратном поведении" -
О снайпинге:

"Еще же и сие изреку, егда лучитца на приступе градском быть и из шанцов стрелять, то что поможет дружное стреляние? Стен множеством стреляниа ничесо же вредит, но в шанцах нужда мнитца быти до самого умения стрелянного. Такие надо[б]но умелцы, чтоб человек лиш бы в окошко глянул или меж зубцов мелконул, ан его надобно и убить. И как кто в цель стрелять не умеет, тому в шанцы и ходить не для чего.
За что в шанцах вылазные неприятели много побивают? Яве за то, что стрелять в цель ошанцовавшиися не умеют, и хотя и много стреляют, да не попадают и лише себе труд чинят, а неприятель сечет и рубит даром.
А естли бы такие были умелцы, чтоб всякая пуля в человека посажена была, а мимо б нихто никогда не мог стрелять, то что б выласка шкоды сидящим в шанцах починила? Толко б сами пропали, чтоб и назад их не упустили."

О караульной службе:

"Такожде и на отводных караулех, что ползует пищаль, аще не умеет целно в человека из нее попасть? Разве толко весть полку подаст, а сам пропадет даром. А умеющей стрелец и на отводном карауле хотящего его скрасть убьет и даром не пропадет, но голову на голову сменяет."

О профессионализме в ВМФ:

" Еще же и сего нужнее умение стрелялное на водяном бою, потому корабль на море покойно стоять никогда не может, но всегда он шатаетца, такожде и мелкие суды за колебание морское стояти неподвижно не могут. И в морском воевании что успеет дружная, а не целная стрелба? Мне, государь, сие тако размышляетца, что на море надобно самые удалые стрелцы, чтоб могли с руки в подвижную цель бить без облышки, а естли не так, то некак на море воевать. Я, истинно, государь, не помалу дивлюся и недо-умеваюся, что сказываются немцы люди мудры и правдивы, а учат нас все неправдою."

О свободе информации :

" Да пожаловали они, прорубили из нашего государства во все свои земли диру, что вся наша государственная и промышленная дела ясно зрят. Дира ж есть сия: зделали почту, а что в ней великому государю прибыли, про то бог вестьг. А колко гибели от той почты во все царство чинитца, того и исчислить невозможно, что в нашем государстве ни зделаетца, то во все земли рознесетца.
Одне иноземцы от нее богатятца, а руские люди нищают, потому товары, кои у нас в Руси готовятца к Городу, а здешные иноземцы в свои земли непрестанно пишут, по чему кои товары купятца и каковы товары, добры или плохи, и коих много, и коих мало. Такожде пишут и о своих товарах, кои здесь подобрались и коих залишком. И кои их товары подобрались, тех они и вывезут, а коих слишком, тех и не везут, и цену, какову похотят, такову и поставят.
А наши, бедные, к Городу приедут с товарами, и приезжие иноземцы цену их и знают, по чему кои товары куплены и коих колко есть, и станет у него торговать самою ценою малою, потому что про цену подлинно знают, и много ль коих товаров пасено, знают же.
И почты ради иноземцы торгуют издеваючись, а руские люди жилы из себя изрываючи.
А естли бы почты иноземской не было, то б и торг , ровной был, как наши руские люди о их товарех не знают, такожде бы и они о наших товарех не знали ж бы, и торг бы был без обиды.
Идет на год от почты в казну по 100 рублев, и то почитают великому государю в прибыль, а в то место изъяну чинят на многие тысячи.
Наипаче ж того, что, чаю, всякие вести выносятца на весь свет. И естли совершенно вести всякие, кроме торговых статей, во все земли розносятца, то не то что по 100 рублев, ни по 100000 не доведетца за почту брать."

О деятельности транснациональных корпораций, об их интересах в войнах и о русской политике в этих условиях:

"Мне, государь, велми сумнително о иноземцах. А праведно ль я сумняюся или блазнюсь, про то бог весть, толко то я совершенно знаю, что они всех земель торгуют торгами и всякими промыслами промышляют компанствами единодушно, и во всяких делех себя они и свою братью хранят и возносят, а нас ни во что вменяют.
И тому их торговому содружие применяйся, мнение ми приходит такое, что диво тако, да не компанствами ж они и войну чинят, бутто нам помагают, а все блазнят нас. А самою истинною, чаю, ради тому, чтоб их одних рука высока была, а наши всегда б в поношении были и всегда б их за господ себе имели.
И естли, государь, война правитца кампанствами ж их, то велми надобно их боятися, дабы горши прошлогодного вреду впредь сего не починили. Верить им велми опасно, не прямые они нам доброхоты, того ради и ученью их не велми надобно верить. Мню, что во всяком деле нас обманывают и ставят нас в совершенные дураки.
А за благодатию божиею у великого государя есть всяких людей разумных. Много немцы нас ушлее науками, а наши осторотою, по благодати божие, не хуже их, а они ругают нас напрасно."

Полностью трактат И.Т. Посошкова размещен у меня на сайте:
http://rutenica.narod.ru/