От Роман (rvb) Ответить на сообщение
К Dinamik Ответить по почте
Дата 25.02.2003 14:52:11 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Ли-2

>>Ли-2 в АДД _были_. Именно в качестве ночных бомбардировщиков.
>
>И скока штук? В какое время?

весьма много -

http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/23.html
>---
Одновременно в тот же район стали прибывать самолеты Ли-2 1, 53 и 62-й авиадивизий АДД, а также подразделений ГВФ.
>---

http://rayon.nm.ru/VOV/dneprdesant.html
>---
"Выброска десанта возлагается на авиацию дальнего действия (АДД) в составе 18О самолетов Ли-2 и 35 планеров. Исходный район для десантирования аэродромов - в районе Лебедин, Смородине, Богодухов, расположенные в 175- 220 км от районов выброски."
>---

http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/BOGDANOW/gatchin.txt
>---
КАК ЛИ-2 СТАЛ БОМБАРДИРОВЩИКОМ
Пополнялись старые и формировались новые соединения авиации дальнего
действия, и если летчиков и специалистов технических служб было достаточно,
то боевых самолетов недоставало. И тогда командование АДД приняло смелое
решение: использовать в качестве бомбардировщика многоместный
почтово-пассажирский самолет ПС-84, который в начале войны был
переоборудован в военно-транспортный и переименован в Ли-2.
В апреле 1942 года на одном из таких самолетов в подвижных
авиаремонтных мастерских было установлено бомбардировочное вооружение.
Командиру 102-го авиаполка капитану Борису Осипчуку было поручено испытать
его.
Нашлось много скептиков, которые не верили в то, что на бывшем
пассажирском самолете, обвешанном бомбами, можно будет летать на
бомбардировку вражеских объектов. Испытательные полеты и бомбометание на
полигоне, произведенные Борисом Осипчуком, показали, что хотя
аэродинамические качества самолета несколько ухудшились, летать на нем
можно. Упрощенное бомбардировочное вооружение хоть и не обеспечивало высокой
точности прицеливания, но позволяло использовать машину для поражения
бомбами больших объектов и бомбометания по площадям.
И вот такими самолетами командующий авиацией дальнего действия приказал
вооружить полки нашей дивизии.
По мере поступления самолетов с завода на них устанавливались
бомбодержатели под фюзеляжем для подвески бомб, прицел и
электросбрасыватель. После этого каждый самолет испытывался с бомбовой
нагрузкой на земле и в воздухе. Всеми работами по установке
бомбардировочного вооружения на самолеты полка руководил
инженер-подполковник Пономаренко.
При бомбометании и прицеливании от летчика и штурмана Ли-2 требовались
исключительное мастерство и натренированность в боковой наводке и в
прицеливании по дальности. В первом боевом варианте самолета прицел
устанавливался снаружи самолета, за бортом пилотской кабины. Ни один
штурман, летавший на типовых бомбардировщиках, не может даже представить
себе тех неудобств в определении навигационных данных и особенно в работе с
прицелом, какие испытывали мы на Ли-2.
Чтобы вести прицельное бомбометание, штурман занимал место второго
летчика, открывал боковую форточку, высовывал в нее голову и, обдуваемый
воздушным потоком, ловил цель...
Впоследствии рационализаторы перенесли прицел ниже, в специальный
вырез, и установили козырек, который в какой-то степени защищал голову
штурмана от потоков воздуха. В мае 1942 года этот вариант самолета был
отправлен на завод, где приступили к его серийному производству.
Ли-2 совершенствовался. Было оборудовано специальное место для штурмана
за сиденьем командира корабля, где разместили панель с необходимыми
приборами. На самолет поставили дополнительные бензобаки, что позволило
увеличить продолжительность полета до 12-14 часов. Турельный пулемет был
заменен крупнокалиберным пулеметом Березина. В хвостовом отсеке установлен
дистанционный авиационный гранатомет, в кабине летчика появилось устройство
освещения приборной доски для ночных полетов.
Этим вариантом Ли-2 были вооружены целые авиационные корпуса. Ли-2
использовались для бомбардировки вражеских объектов наравне с первоклассными
бомбардировщиками отечественных и иностранных марок. Они также успешно
выполняли десантные, транспортные и специальные задания Верховного
главнокомандования.
...Работа по подготовке к ночным бомбардировочным действиям была
напряженной. Прежде всего мы изучили повое оборудование, произвели несколько
дневных бомбометаний на полигоне, а затем приступили к ночным тренировкам.
Для тренировочного бомбометания использовались небольшие цементные бомбы.
Не сразу все пошло гладко. Из-за неудобств в расположении прицельного
оборудования у штурманов возникли трудности в боковой наводке, в
прицеливании по дальности, результаты вначале были очень низкими. Однако
постепенно штурманы приспособились и стали попадать в цель сравнительно
небольших размеров.
Наконец тренировки остались позади. Мы получили первое боевое задание -
в ночь на 24 июня 1942 года всеми экипажами полка нанести бомбардировочный
удар по скоплению эшелонов противника на железнодорожной станции Щигры, в 25
километрах восточнее города Курска.
>---

>Вообще-то странно, у нас с транспортниками напряг был. Хотя и с бомберами тоже.

А они и как бомберы действовали, и как транспортно-десантные (в том числе разведгруппы выбрасывали). Для экипажа заметно более удобный самолет (комфорт, навигационное оборудование), противодействие истребителей ночью заметно слабее. Так что вполне мог выполнять задачи.

S.Y. Roman