>Но я о сроке по делу "Неман". Из факта поготовки операции ну НИКАК не следует, что срок операции объективными причинами был ограничен "СУТКАМИ, и не более".
Из лежавшей перед ним на столе справки Генштаба Сталин знал, что для
осуществления подготовки Мемельской операции необходимо сосредоточить в
районе Шауляя и к северу от него как минимум четыре общевойсковые армии,
одну танковую, а также несколько отдельных соединений, большое количество
артиллерии и других средств усиления. Таким образом, в ходе рокировки,
производимой вдоль фронта на сравнительно небольшом удалении от противника,
следовало скрытно и спешно переместить на расстояние от шестидесяти до
двухсот сорока километров около 500 тысяч человек, свыше 9 тысяч орудий и
тяжелых минометов, почти полторы тысячи танков и самоходно-артиллерийских
установок. Взглянув на эти цифры, Сталин еще раз подумал, что чем больше
масштаб операции, тем труднее сохранить ее в секрете и тем более тщательными
должны быть меры по обеспечению ее полной скрытности.
...
"Танковая техника россыпью!.."* -- вспомнил Сталин, когда Курасов
сказал о барражировании над местами выгрузки и передвижения танков и
самоходок. Держа телефонную трубку левой рукой и продолжая слушать, он
безошибочно нашел и вытащил из вороха лежавших на краю стола папок одну с
надписью на обложке: "Важнейшие перевозки. Литерные эшелоны серии "К".
Положил перед собой, раскрыл и стал смотреть документы последних трех суток.
Так и есть. Вчера по распоряжению Генштаба началась массированная
отгрузка с заводов 530 танков и 280 самоходно-артиллерийских установок 1-му
Прибалтийскому фронту, и прежде всего для пополнения 5-й гвардейской
танковой армии, потерявшей сотни машин в тяжелых боях предыдущих двух
месяцев.
...
Он представил себе литерные эшелоны, вышедшие из Челябинска,
Свердловска и Горького или находящиеся там под погрузкой на заводах.
Литерные эшелоны серии "К", подлежащие особому контролю отдела оперативных
перевозок Генерального штаба. Им будут давать "зеленую улицу" от Урала и до
Прибалтики, будут гнать безостановочно, "на проход" даже через большие
станции, а на узловых для них обязаны держать наготове под парами лучшие,
самые мощные локомотивы. Конечный пункт назначения этих эшелонов не положено
знать даже военным комендантам и начальникам передвижения войск на дорогах,
не говоря уже о сопровождающих. Для чего же все это? Для чего все эти
предосторожности?.. Неужели для того, чтобы какой-нибудь Кравцов или
Матильда сейчас же сообщили немцам о их прибытии в определенное место,
раскрыв тем самым известные в Ставке и на фронте только считанным лицам,
только двум маршалам, пяти генералам и ему. Верховному Главнокомандующему,
замыслы?
"Задержать!.."
Задержать, остановить эшелоны можно, конечно, без труда... войну-то не
остановишь!.. Что же, какие конкретные меры следовало немедленно
предпринять?
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
"Чрезвычайно срочно!
Особой важности!
Ковалеву, Ткаченко
Под вашу личную ответственность следующие в Прибалтику, подлежащие
особому контролю отдела оперативных
перевозок литерные эшелоны серии "К" (танковая техника россыпью) NoNo
2741, 2742, 2743, 2755, 2756, вышедшие из Челябинска 17 и 18 августа, а
также NoNo 1365, 1369, 1783 и 1786, вышедшие из Горького и Свердловска 18
августа, впредь до особого указания должны быть задержаны на Московском
железнодорожном узле.
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
"Чрезвычайно срочно!
Особой важности!
Ковалеву, Ткаченко
Под вашу личную ответственность следующие в Прибалтику, подлежащие
особому контролю отдела оперативных перевозок литерные эшелоны серии "К"
NoNo 1906, 1907, 1954, 2318, 2319, 2346 и 2371 впредь до особого указания
должны быть задержаны на станциях восточнее Московского железнодорожного
узла.
Т.е Вы видите, что эшелоны, угрозы обнаружения которых вражеской агентурой опасалось советское командование были задержаны на тот срок, который был минимально необходим для выбивания ядра агентов с рацией.