От Глеб Бараев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.02.2003 20:54:56 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Адъютант Его Превосходительства

Цитирую мемуары Б.А.Штейфона.

Несмотря на ранний час (было около 6 часов утра), на столе стяла почти пустая бутылка вина. Во время доклада и последующего разговора Май-Маевский прикончил и остатки. Вначале командующий слушал меня внимательно и зидавал вопросы, ясно свидетельствовавшие, что его голова работает вполне хорошо. Через почаса, под влиянием вина и жары, он стал все более иболее сдавать.
Несколько раз входил в купе, в котором мы сидели, адъютант генерала Май-Маевского - Макаров. Прежде всего его взгляд останавливался на бутылке. Видя ее пустой, он порывался заменить ее новой, однако генерал, по-видимому, несколько меня стеснялся и выпроваживал своего адъютанта небрежным движением руки.
При появлении Макарова я всякий раз прекращал свой доклад и выжидал его ухода. Командующий это заметил, и, когда адъютант вошел в купе в третий раз, Май сказал:
- Пошел вон!
Сказал таким тоном, что не оставалось сомнений в привычной обиходности этой фразы

Другая цитата:
окончив завтрак, Макаров обратился ко мне с просьбой дать для штаба армии спирта и сахара. Зная, что Макаров спекулирует, я отказал. Он пошептал что-то на ухо командующему, и генерал Май-Маевский, с благодушной улыбкой сытого и довольного человека, поддержал просьбу своего адъютанта:
- Дайте ему немного сахара и спирта. Штаб просил, чтобы мы им привезли.
Я исполнил это приказание, пометив на поданной мне записке - "15 пудов сахара и одно ведро спирта".
Позже, уже после отбытия генерала, я узнал, что Макаров получил во много раз больше, чем ему было разрешено. Если память не изменяет, то 150 пудов сахара и 15 ведер спирта. Он не смущаясь приписал лишние цифры.

Нужно сказать также, что версия о том, что Макаров был засланным к деникинцам советским разведчиком, подтверждения не находит.
Макаров в своей книге утверждал, что в 1920 году участвовал в подготовке восстания в тылу Врангеля и был арестован в кабинете Май-Маевского в Севастополе. На самом деле Май-Маевский к тому времени давно был не удел и никакого кабинета, кроме номера в гостинице не имел. Макаров сбежал из Севастополя, узнав об аресте морской контрразведкой его брата. Была ли причиной ареста подпольная деятельность или обычная спекуляция, сказать трудно.
В дальнейшем Макаров партизанил в Крымских горах, с приходом Красной Армии вступил в ее ряды, вскоре оказался в ЧК. Неясна его роль в репрессиях против оставшихся в Крыму офицеров.
В своих воспоминаниях Макаров претендовал на то, что весь период пребывания у белых работал под руководством подпольного ревкома.
И уже много позже писатели Болгарин и Северский в совей книге "Алъютант его превосходительства" сделали его агентом разведорганов армейского или фронтового уровня.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru