|
От
|
Palmach
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
05.02.2003 10:03:12
|
|
Рубрики
|
Евреи и Израиль;
|
|
К примеру -
К примеру, С.А. Плетнова в книге "Очерки Хазарской Архиологии" пишет, что согласно архиологическим находкам в Хазарском каганате доменировали языческие верования - культы Тенгри-хана, бога солнца. Кроме того, имеются многочисленные свидетельства исповедования хазарами христианства. Церкви и христианские кладбища в хазарских поселениях были найдены как в Кавказком предгории (8-ой век), так и в Крыму (9-10 века). Однако ни в степи, ни в лесо-степи небыло найдено ни одного факта наличия христианства - согласно архиологическим находкам там везде исповедовались языческие культы.
Что казается иудаизма, то в основном об етом известно из письма хазарского царя Иосифа, сохранившегося в 2-х редакциях - пространной и крадкой. Однако среди АРХИОЛОГИЧЕСКИХ находок нет ни одного памятника которы можно было-бы 100% связать с хазарами-иудеями. Иудейские надгробия обнаруженные в Фанагории и Керчи говорят только о том, что в етих городах жили иудей-евреи. Ещё Феофан Исповедник вполне определённо писал, что в Фанагории в конце 8-ого века жили евреи (Чечуров, 1980, c. 60), а о присутствии хазар тогда и речи небыло. Тоже относится и к Боспоре (Керчи). Никаких убедительных доказательств того, что саркельcкий гаранизон состоял из иудеев или о наличии иудеев в Саркеле вообше нет. Ето необяснимый факт, т.к. в елитарно-каганской крепости охраняемый его собственными воинами должны были быть люди исповедующие религию правителя хотя бы частично, с нарушениями канонов. К примеру, такой могильник - с языческими могилами в которых найдены плиты с иудейской символикой - был обнаружен не в хазарских землях, а на Дунае (в Югославии) в 70км от Белграда ы с. Челарево (Радован Бунарджич, 1980). Одна из наиболее распространённых теорий о проишождении етого могильника, считает что он связан с хазарами которые по утверждению Константина Боргяновского ушли из Хазарии к венграм.
То-есть. На всей громадной территории коганата, только в 2-x портовых городах сохранились иудейские могилы и надгробия, да и те нельзя с уверенностью отнести к хазарам.
Письменность в Хазарии была древнетюркской руничской. Правда письмо Иосифа написанно на иврите, но известно, что писал его не сам Иосиф, а чиновник при дворе. Как уже упоминалось в каганате были евреи, нет доказательств, что написавший письмо был хазарин.
Обединяющей же религией, которая определяла духовную жизнь в каганате, верования и обрядность, было язычество.