|
От
|
Одессит
|
|
К
|
А.Власов
|
|
Дата
|
23.01.2003 15:32:01
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Железная Гвардия и...
Добрый день
“Железная гвардия” под руководством Хория Сима возникла в среде университетского студенчества в 1927 году, до 1930 года носила название “Легиона Михаила Архангела ” и была близка к фашизму, но заметно отличалась от него крайней религиозностью легионеров, зачастую граничившей с мистицизмом. Основными соперниками “Железной гвардии” являлись военные круги, и в 1939 ─ 1940 годах между ними установилось шаткое равновесие. Германские секретные службы всячески поддерживали его, причем СД-аусланд ориентировалась на легионеров, а абвер ─ на Антонеску. Видя это, генерал всячески вытеснял “железногвардейцев” и провоцировал их на мятеж, который мог бы развязать ему руки и дать свободу действий. Тем временем в октябре 1940 года рейхсфюрер СС Гиммлер распорядился создать в Бухаресте своего рода резидентуру под названием “Группа связи с Легионом”. Следует заметить, что функционеры “Железной гвардии” отнюдь не являлись слепыми сторонниками немцев и даже противодействовали их попыткам захватить ключевые позиции в добыче нефти, торговом судоходстве и промышленности Румынии, неизменно требуя 51% национального капитала во всех совместных предприятиях. Это весьма раз-дражало поддерживавшего Антонеску Гитлера, тогда как легионеры пребывали в наивной уверенности, что в предстоящем конфликте с военными Германия поддержит их или хотя бы останется нейтральной.
Он даже старался спровоцировать их на активные действия, чтобы получить предлог для уничтожения конкурентов.
Уверенные в германской поддержке “железогвардейцы” поддались на провокации главы государства и 21 января 1941 года внезапно захватили в столице почти все основные правительственные и общественные здания, за исключением резиденции премьер-министра и министерства иностранных дел. Симпатизировавший мятежникам столичный гарнизон не оказал сопротивления, и Хория Сима уже видел себя во главе государства и правительства. Однако ситуация изменилась совершенно неожиданным для него образом. Попытку переворота без единого выстрела пресекли германские войска, расположившие свои танки на ключевых перекрестках Бухареста, после чего Антонеску смог ввести в город верные ему части и окончательно подавить попытки сопротивления легионеров. Резидент СД в Румынии гаупштурмфюрер СС Отто Большуринг сумел заручиться обещанием Антонеску амнистировать “железногвардейцев” в обмен на их сдачу. Глава государства торжественно пообещал не открывать огня по отходящим отрядам, однако нарушил свое слово и расстрелял из пулеметов около 800 человек. Немцы были буквально шокированы таким нарушением данных им обещаний, но сделать ничего не смогли, поскольку легионеры уже погибли. Тогда местная резидентура СД-аусланд решила спасти хотя бы верхушку партии во главе с Сима и под видом больных солдат вермахта на санитарном транспорте эвакуировала их в рейх.
В Берлине эта акция получила весьма нежелательный резонанс. Гитлер возмутился Службой безопасности, нарушившей его инструкций по поддержке Антонеску и распорядился примерно наказать виновных. Посланник фон Киллингер объявил Большурингу, что должен арестовать его, и действительно сделал это, несмотря на протесты Гиммлера. В данном случае влияние рейхсфюрера СС оказалось недостаточным, верх взял министр иностранных дел фон Риббентроп, страстно желавший расквитаться с нарушителями его линии на Балканах. Другим следствием описанных событий явился запрет для СД-аусланд на проведение в Румынии любых операций, а бывший резидент много месяцев просидел под арестом на Принц-Альбертштрассе. Лидеры “Железной гвардии” остались в Германии и не имели даже права переписки, в противном случае их ожидала немедленная репатриация, то есть смерть. Осенью 1942 года Сима направился к Муссолини, но не встретил у него понимания и был возвращен в Германию, где за нарушение установленных правил попал в концлагерь. Его помощники за менее тяжкие прегрешения в июне 1943 года были отправлены в лагеря Дахау и Бухенвальд, где пробыли до августа 1944 года.
С уважением