От Random Ответить на сообщение
К denis23 Ответить по почте
Дата 20.01.2003 16:22:35 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Не было настолько тяжелых луков, которые бы упирались в землю.

Об английских луках было в свое время агромаднейшее многомесячное говнобоище на форуме xlegio, порыскайте в архивах и в поиске действующего форума. Процитирую себя, любимого.

Привожу на суд уважаемых форумариев перевод отрывков из статьи об английском луке, касающихся оценки профессионализма лучников. Статья лежит по адресу http://www.carpearcum.de/Bibliothek/Langbogen/langbogen.html , автор, к сожалению, не указан, остается предполагать, что это один из авторов сайта: Арнольдус фон Шёнмарк и Сольвейг фон Абра.

Начало формирования соответствующего законодательства мы находим опять-таки не у бриттов, а у франков: франкский князь Хлодвиг I издал в 490 году т.н. «Салический Закон», в котором устанавливалось, что каждый, кто отсечет другому пальцы на натягивающей лук руке, штрафуется на 54 солиди. Позднее под угрозой штрафа в 2500 динар было запрещено использование отравленных стрел, вне зависимости от того, попала стрела в цель или нет.
Хотя, в дальнейшем, безусловно, были и другие законы, которые касались стрельбы из лука, определяющим для развития английского лука является старейший законодательный текст начала 12 столетия, изданный Генри I, который гласил, что "An archer at practice who accidentally kills a man is not to be held for murder or manslaughter" - «Лучник, который, упражняясь, случайно убил человека, не считается виновным в убийстве или непредумышленном убийстве» (здесь и далее при переводе англоязычных фрагментов прошу простить меня за возможные ошибки и поправить, т.к. английским я владею так себе – R.).
Процесс продолжил король Генри III, который в 1252г. издал закон о формировании английской армии, известный в исторической литературе как “Assize of Arms” – «Закон об оружии». В нем помимо прочего определялось: "All males between 15 and 6o years of age shall keep arms including bows" – «Все мужчины от 15 до 60 лет должны иметь оружие, включая луки». Королевские уполномоченные прочесывали страну в поисках мужчин, которые за поденную оплату должны были поступить на королевскую службу в качестве лучников. Наиболее обеспеченные, мелкие собственники, должны были вооружаться/ экипироваться "steel cap, a buff coat of leather, a lance and a sword" – «стальным шлемом, кожаным доспехом, копьем и мечом». Каждый владелец земельного надела больше 40, но меньше 100 шиллингов, должен иметь собственные меч, лук со стрелами и кинжал. Это распространялось и на горожан, располагавших собственностью от 9 до 40 «марок» (?-R.). Собственники с земельными наделами менее 40 шиллингов (или горожане беднее 9 марок) были обязаны иметь лук и стрелы. “Assize of Arms” был подтвержден в Винчестерских уложениях 1284г. Эдвардом I.
В 1388 Ричард II расширил существовавшее законодательство, при этом он постановил, что "All servants and labourers are to have bows, and to practise with them on Sundays and holidays" – «Все крепостные и работники (?-R.) должны иметь луки и практиковаться в стрельбе по воскресеньям и праздникам». Все законы означали, в сущности, следующее: каждый землевладелец должен был либо сам служить, либо найти подходящую замену. Каждый, кто имел или арендовал земельный надел ценой от 40 до 100 шиллингов (2-5 фунтов), был обязан иметь оружие, включая луки. Если чья-то собственность оценивалась аж в 100 шиллингов, он должен был позаботиться об одном лучнике, который бы его сопровождал. Для собственника более 10 фунтов это должен быть уже конный лучник, свыше 20 фунтов – два. Каждый мужчина, способный носить оружие, должен был минимум три часа в месяц на общинной земле (значит, видимо, при свидетелях? –R.) упражняться с длинным луком, в противном случае на него налагался строгий штраф. От церкви требовалось предоставлять мишени и освобождать лучников от обязательного посещения церкви (вот это я понимаю, действительно мощный стимул! :) –R) Даже расстояние и число попаданий устанавливалось эдиктами. Законы, между прочим, все еще действительны, но в любом случае, насколько мне известно (авт.) сегодня уже не соблюдаются.Законы, как бы обременительны они ни были, имели не только военное и стратегическое значение, они были социально важными, т.к. у англичан быстро сформировалось чувство, что лук был «их оружием», и носился он с гордостью. Таким образом в Англии формировалась способное и готовое к обороне население, которое могло как дать достойный отпор любому вторжению, так и быть весьма действенным в захватах на чужих территориях и укрепляло английский контингент в Европе. Кроме того, таким образом увеличивалась численность армии, т.к. обучение стрельбе из лука было, в сравнении с обучением ближнему бою, не только дешевле, но и существенно дешевле и проще. Для самых простых граждан открывалась возможность стать «солдатами», т.е. получить профессию, доступную ранее только более высоким сословиям.
Несколько примеров денежных сумм и довольствия, на которые мог рассчитывать лучник: между 1287 и 1305 длинный лук стоил 12 пенсов, если он был сделан из ветки, 18 – если из высококачественной «стволовой» древесины (Мне приходилось встречать и прямо противоположное утверждение на этот счет – R.). Стрелы стоили 1/4 пенса за пару, копья – 6 пенсов за штуку, за шлем (басцинет) надо было выложить 26,5 пенсов. В тот же период лучник получал 2 пенса в день, т.е. 14 в неделю. Для сравнения: каменщик получал от 9 до 14 пенсов в неделю, оружейник-арбалетчик 14, Sarwuerker (хоть убей, не знаю, кто это –R.) –18, Installateur (совр. значение – «сантехник, водопроводчик, электромонтер» -??? –R) –21, поваренок –0,6 пенса в неделю. Плюс к этому каждый лучник получал каждые полгода 3 шиллинга и 3 пенса, т.е. 39 пенсов, на одежду и обувь. В те времена фунт пшеницы среднего качества стоил 3/4 пенса, овсяная мука – 2 шиллинга (24 пенса) за 28 фунтов, т.е. тоже около 3/4 пенса за фунт. Соль стоила 0,6 пенсов за фунт, галлон вина – 2,5 пенса и ветчина 9,5 пенса. Воловья упряжка стоила 44 пенса, свинья 32 пенса. Вдоволь свежего мяса и солонины, сыра, масла, овсяной муки и соли, хлеба и эля на год стоило солдату примерно 10 шиллингов или 120 пенсов. Цены для гражданских были, разумеется, выше. В то время лучник в королевском гарнизоне зарабатывал 60 шиллингов в год – на жизнь вполне хватало!
Стрелецкое дело было, таким образом, прибыльным – это в порядке вещей, т.к. иначе Англия не располагала бы таким количеством лучников. Слава о мощи английских луков очень быстро разнеслась среди европейских соседей, что привело к тому, что каждый стрелок в случае рукопашной должен был защищаться особенно отчаянно. В конце концов «bowmen» должен был иметь в виду, что каждому его попавшему в плен коллеге, прежде чем отпустить за выкуп или обменять, отрезАли три средних пальца на натягивающей руке. И что ему светило потом?Длинный лук приносил также и привилегии. Лучшие стрелки принадлежали к самым уважаемым людям страны и вознаграждались соответственно. Некоторые – до того бедные крестьяне – могли таким путем сколотить существенное состояние. Достаточное основание для населения, часть которого прозябала в нищете, чтобы не только освоить это ремесло, но и развить искусство стрельбы до мастерства. Но и цена была высока! В Британской Энциклопедии сказано: «Недостаток длинного лука – тот же, что и у любого военного лука: огромные затраты времени и сил на овладение им (Кажется, тут автор слегка противоречит сам себе –R.). Останки лучника, найденные экспедицией на "Мэри Роуз", демонстрируют существенные деформации скелета вследствие напряжения при стрельбе из лука: компрессионное утолщение костей левого предплечья, левая плечевая кость радиально изогнута. Крайние фаланги трех средних пальцев правой руки были значительно утолщены, несомненно, вследствие многолетнего натягивания очень мощного лука». Итак, археологи и медики могут по деформациям найденных костей безошибочно установить, являлась ли при жизни данная персона лучником или нет! Особенно подвергались перегрузкам плечи, так что ранняя инвалидность не была редкостью. Это в достаточной мере указывает на то, что тут речи быть не может ни о крестьянине или ремесленнике, ни о разбойнике и лентяе, ни о солдате и уж никак ни о состоятельных аристократах. (…)
В ходе борьбы с шотландцами, и в ходе Столетней войны против французов англичане могли все более оттачивать свою стратегию и тактику, повышая эффективность применения лучников. Французы, напротив, были настолько связаны своими старомодными традициями рыцарства, что не могли противостоять новой военной стратегии англичан. Впрочем, у французов были попытки противопоставить английским лукам собственную вооруженную луками пехоту, но читайте сами, что писал об этом Жан Ювенал Урсинский (1388-1473), советник французского короля, через 10 лет после Креси (и вскоре после опять-таки проигранной битвы при Пуатье): «В короткое время французские мужи столь преуспели в обращении с луком, что поражали цель точнее, чем англичане. На деле, если бы эти стрелки образовали закрытый союз, они могли бы стать сильнее, чем благородные аристократы Франции. Страх перед такими последствиями привел короля к решению подавить стрельбу из луков».
У шотландцев не было такой проблемы, и в результате они могли существенно лучше противостоять англичанам. Они привлекали даже высокооплачиваемых английских лучников против родной для тех Англии.