|
От
|
Alexej
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
15.01.2003 19:36:58
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
АРМИЯ НЕСЕТ ПОТЕРИ НА СТРОЙКЕ ДАЧ
АРМИЯ НЕСЕТ ПОТЕРИ НА СТРОЙКЕ ДАЧ
• Александр БОГОМОЛОВ
Военный суд
Балашихинского
гарнизона вынес приговор
по делу о гибели рядового
войск ПВО Дмитрия
Киселева. Командир
зенитно-ракетного
дивизиона, в котором
служил Киселев, сдал
шестерых солдат "в
аренду" для проведения
строительных работ на
даче у своего приятеля. В
тот момент, когда
рядовые копали глубокую
траншею, их засыпало
землей. Дмитрий Киселев
погиб, его сослуживец
получил тяжелые травмы.
Подполковник
Бороненков,
поставлявший солдат на
стройку, получил четыре
года условно, а воинская
часть, в которой служил
погибший
военнослужащий, должна
будет выплатить 100
тысяч рублей матери
Дмитрия Киселева.
В приговоре сказано, что в июне 2002 года к подполковнику
Александру Бороненкову обратился некий г-н Карабутов, который
попросил выделить нескольких солдат для строительных работ на
его даче в Истринском районе Подмосковья. Позже на суде
Бороненков говорил, что согласился на предложение, поскольку
руководствовался исключительно "служебными интересами".
Карабутов обещал расплатиться за труд строительными
материалами, которые подполковник, по его словам,
намеревался пустить на ремонт казарм.
Помимо прочего, солдаты должны были выкопать вокруг дома
дренажную траншею глубиной 2,5 метра. По ГОСТу земляные
работы причисляются к опасному виду работ, их должны
осуществлять люди, прошедшие специальное обучение и сдавшие
экзамен по технике безопасности.
2 июля 2002 года на работавших внизу солдат обвалилась ничем
не укрепленная земляная стена траншеи. Под завалом оказались
трое рядовых. Одному из них повезло, он сумел выбраться
невредимым. Рядовой Тюрнин остался в живых, но получил
двусторонний перелом челюсти, перелом лопатки и травму глаза.
А Дмитрий Киселев задохнулся под грудой земли.
На суде подполковник Бороненков ссылался на хроническое
отсутствие средств у воинской части, из-за чего пришли в полную
негодность казармы. Суд Балашихинского гарнизона признал его
виновным в превышении должностных полномочий, повлекших
тяжкие последствия, и приговорил к четырем годам лишения
свободы условно с испытательным сроком 3 года. Мать Дмитрия
Киселева, требовавшая от воинской части № 51916 один миллион
рублей, получит 100 тысяч. Кстати, представитель части на суде
майор Брилевский вообще отказывался признать материнский
иск, утверждая, что она просит "слишком много". А уголовное дело
в отношении приятеля подполковника гражданина Карабутова до
сих пор расследуется гражданскими правоохранительными
органами.
- Офицеры никогда не садятся в тюрьму за преступления,
повлекшие гибель солдат, - говорит Валерия Решетникова,
пресс-секретарь фонда "Право матери", осуществлявшего
юридическую помощь родным Дмитрия Киселева. - Обычно они
отделываются условными сроками или сразу же освобождаются
по амнистии. У нас в практике был случай, когда офицер просто
убил рядового, ударив клюшкой (!) по шее. Однако суд посчитал его
виновным только в избиении и освободил по амнистии. Хорошо,
что в этот раз мы сумели отсудить у части деньги для матери
погибшего военнослужащего. Хотя не факт, что она их вскоре
получит. Обычно эти средства приходится выбивать из военного
ведомства. Скорее всего подполковник Бороненков и дальше
будет служить в той же части.
Фактическая продажа в рабство офицерами солдат очень часто
приводит к несчастным случаям. 31 января в Благовещенске
начнется суд по делу о гибели рядового Алексея Гаврюкова. Его
случайно задавил один из клиентов частного автосервиса, в
котором Гаврюков тянул солдатскую лямку. Однако там перед
судом предстанет виновник трагедии, а не офицер,
командировавший солдата в ремонтную мастерскую.
http://izvestia.ru/community/article28788
АНТИДЕПРЕССАНТЫ И "ДРУЖЕСТВЕННЫЙ
ОГОНЬ"
В Америке судят летчиков, сбросивших бомбу на канадских союзников
• Евгений БАЙ, Вашингтон
На территории
военно-воздушной базы
Бэрксдейл в штате
Луизиана начались
закрытые судебные
слушания по делу двух
американских летчиков -
майоров Хэрри Шмидта и
Уильяма Умбека. Они
обвиняются в
"непредумышленном
убийстве" четырех
канадских
военнослужащих
неподалеку от афганского
города Кандагар в апреле
прошлого года.
В ту ночь Шмидт и Умбек возвращались на своем истребителе
F-16 с боевого дежурства на базу в Кувейте. Путь их пролегал над
Афганистаном. Было около часа ночи. Внезапно летчики увидели
внизу ленты трассирующего огня. Им показалось, что это стреляют
по ним. Шмидт связался с "контролером" - экипажем самолета
электронной разведки AWACS и доложил, что они, похоже,
подверглись нападению с земли. "Наблюдайте. Никаких
действий", - был ответ.
Но огонь с земли становился все более интенсивным - и тогда
летчики выпустили по вероятному противнику 500-фунтовую бомбу
с лазерной наводкой. "Отставить!" - поступила команда от
"контролера". Но было уже поздно. "Умная" бомба приземлилась
в горном районе, где проводили учения канадские войска.
Погибли четыре человека, восемь получили ранения.
Если вина летчиков будет доказана, они могут быть приговорены к
64 годам тюремного заключения. Но уже в первый день слушаний
адвокаты Шмидта и Умбека перешли в контратаку и обвинили во
всем происшедшем руководство американских ВВС. Главное
обвинение -пилотам было разрешено принимать
антидепрессанты, которые должны были помочь им преодолеть
усталость. Из-за этих таблеток, считают адвокаты, летчики и
приняли "неадекватное решение".
Военные защищаются как могут. Полковник Элвин Митчелл,
представитель командования ВВС, уверял, что летчики обычно
принимают 10 миллиграммов тонизирующего средства дикседрин,
а это всего лишь половина дозы, которая дается детям. Таблетки,
утверждает Митчелл, экипаж принимал добровольно, чтобы снять
чрезмерную усталость.
Но адвокаты подследственных не успокаиваются: подобные
антидепрессанты, заявляют они, не разрешено принимать во
время работы даже летчикам коммерческих авиалиний.
Судебные слушания на базе Бэрксдейл выходят за рамки чисто
фармакологического спора. Ведь за полтора года боевых
действий в Афганистане американские летчики неоднократно
совершали ошибки, открывая огонь по союзникам или мирному
населению. Так, 1 июля 2002 года американские вертолеты
обстреляли афганскую сельскую свадьбу, в результате чего
погибли 40 человек. А в октябре того же года бомбардировщики
нанесли удар по лагерю Красного Креста под Кабулом, убив
работавшую там женщину. Но тогда против летчиков никаких
обвинений выдвинуто не было.
В американских ВВС считают: против Шмидта и Умбека было
возбуждено уголовное дело лишь для того, чтобы "умаслить"
канадские власти. Гибель военнослужащих этой страны за
границей - первый инцидент такого рода после Корейской войны в
начале 50-х годов - вызвала возмущение Оттавы и привела к
серьезному напряжению в отношениях между соседями. Вот
Пентагон и старается загладить этот конфликт накануне
возможной совместной операции в Ираке (Канада только что
объявила, что может присоединиться к американцам, если будет
получено "добро" от Совета Безопасности ООН).
Но с другой стороны, по мнению многих вашингтонских экспертов,
время для слушаний выбрано крайне неудачно - они лишь
привлекли всеобщее внимание к серьезной проблеме "огня по
своим", или, как говорят в Америке, friendly fire ("дружественного
огня"), без которого не обходится ни один военный конфликт. И не
случайно, что в день, когда начались слушания, британский
подполковник в отставке Эндрю Ларпент обвинил правительство
своей страны в том, что оно не может защитить войска от
"дружественного огня".
12 лет назад во время войны в Персидском заливе два
американских истребителя F-16 открыли огонь по солдатам части,
которой командовал Ларпент. Американцы перепутали их с
иракскими войсками. Погибли девять британцев. Это были
наибольшие потери, которые какая-либо страна понесла после
Второй мировой войны от "дружественного огня".
"Единственное, что мы могли тогда сделать, чтобы хоть как-то
обезопаситься, - это нарисовать флуоресцентные знаки на
крышах военных машин, - пишет подполковник в статье,
опубликованной в газете "Дейли телеграф". - Но с тех пор наши
власти ничего другого не изобрели".
Ларпент говорит, что брат одного из девяти военнослужащих,
погибших в 1991 году, будет направлен в район Персидского
залива, если правительство Тони Блэра примет решение об
участии в войне против Ирака. "Этот человек также может стать
жертвой властей, которые в наш электронный век так ничего и не
смогли придумать, чтобы защитить войска от огня союзников", -
пишет подполковник.
http://izvestia.ru/world/article28763
ОТДАТЬ КОНЦЫ!
Москва дарит Дели осколок "холодной войны"
• Дмитрий ЛИТОВКИН
Контракт о передаче Дели
тяжелого авианесущего
ракетного крейсера
(ТАКР) "Адмирал Горшков"
может быть подписан в
ходе официального визита
в Россию министра
обороны Индии Джорджа
Фернандеса. По условиям
сделки Москва
безвозмездно - то есть
даром - передаст корпус
крейсера индийской
стороне. Взамен Дели
оплатит работу по
переоборудованию
крейсера в полноценный
авианосец на российской
кораблестроительной
верфи и заодно купит
партию палубных
истребителей МиГ-29К. В
итоге, по оценкам
экспертов, сумма сделки
может превысить $2
миллиарда.
- Переговоры по крейсеру
шли очень сложно, -
признался "Известиям" один из сотрудников ФГУП
"Рособоронэкспорт", занимавшийся подготовкой контракта. -
Первоначально мы хотели получить за крейсер $800 миллионов.
Индия настаивала на $400 миллионах. Был момент, когда почти
уже договорились о цифре в $500 миллионов. Но после того как
индийская делегация побывала на Северодвинском
машиностроительном предприятии, где к тому моменту уже
несколько лет стоял рыжий от ржавчины крейсер, сделка вообще
чуть не сорвалась. Обойдя корабль, глава индийской делегации с
нескрываемым ужасом заявил российским коллегам, что если он
купит этот лом, то в лучшем случае лишится занимаемой
должности...
Подарок с сюрпризом
В одном из самых лучших справочников по российскому флоту
"Военно-морской флот СССР. 1945-1991 годы" тяжелый
авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Адмирал Горшков" назван
самобытным авианосцем. Даже если только визуально сравнить
очертания корпуса любого американского авианосца с
российским "Горшковым", сразу становится понятно, что наш ни на
кого не похож. Вместо сквозной (из носа в корму)
взлетно-посадочной полосы ТАКР имеет угловую палубу, на баке (в
носу) внешние трубные пусковые установки противокорабельных
крылатых ракет "Базальт", в корме подпалубные револьверного
типа пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал".
В общем, не авианосец в американском понимании, а самый
настоящий ракетный крейсер с дополнительным авиационным
вооружением.
В принципе так оно и есть. Первоначально "Горшков" так и
обзывали в советском ВМФ - противолодочный крейсер с
авиационным вооружением. По легенде, причиной этого стало
нежелание тогдашнего главкома ВМФ Сергея Горшкова хоть в
чем-нибудь уподоблять наши военные корабли американским.
Советская пропаганда называла американские авианосцы
"орудием мирового империализма", и СССР было не с руки
походить на США. С другой стороны, и руководство страны не
очень-то разбиралось в классах кораблей, оперируя понятиями
"подводная лодка - надводный корабль". Назови в этот момент
ТАКР авианосцем - и партийная элита только из-за технической
некомпетентности могла лишить проект финансирования.
Допустить этого адмирал Горшков не мог, прекрасно понимая, что
без авианосцев в XXI веке советскому флоту в океане делать
нечего. Как вспоминают его сослуживцы, будучи человеком резким
и жестким, Горшков личным решением ввел новый в советском
ВМФ класс кораблей - "авианесущий крейсер".
В серии советских "авианосцев" проекта 1143.4 "Горшков" стал
четвертым кораблем подобного плана. Построили его на
Николаевском заводе (Украина) в 1982 году. Передали флоту в
1987 году. Конструктивно он оказался самым совершенным из
трех своих предшественников, так как в его конструкции учли ранее
допущенные огрехи. В итоге он стал своеобразной переходной
моделью от авианесущих крейсеров с самолетами вертикального
взлета к авианесущим крейсерам со сквозной палубой для
размещения истребителей с нормальным взлетом.
В итоге он очень похож на единственный действующий российский
авианесущий крейсер "Адмирал флота Кузнецов".
Немногочисленные различия между кораблями состоят в том, что
у "Горшкова" нет сквозной взлетно-посадочной полосы и носового
трамплина, с которого могут взлетать истребители Су-33, нет
бортового самолетоподъемника и аэрофинишера,
предназначенного для резкого торможения садящейся машины.
Его водоизмещение на десять тысяч тонн меньше, чем у
"Кузнецова". И, кроме того, "Горшков", в девичестве носивший имя
"Баку", предназначен для отечественных самолетов вертикального
взлета и посадки Як-36, Як-38 и сверхзвукового Як-141.
По разным причинам российские самолеты вертикального взлета
в серию не пошли и были сняты с вооружения. Как говорят
специалисты, произошло это из-за того, что при взлете и посадке
машины имели очень низкую управляемость. В результате в
ветреную погоду при выполнении подобного маневра машину
попросту могло сдуть за борт. Со временем эту проблему могли бы
решить, поставив на вооружение более совершенные Як-141. Но
грянул 1991 год, и флоту стало не до новых самолетов. Впрочем,
как и до авианесущих крейсеров, ставших настоящей обузой для
военных моряков.
Дело в том, что при проектировании этих кораблей конструкторы
забыли о незначительной мелочи - о том, где, собственно, будут
швартоваться эти гиганты. Фактически получилось, что, построив
авианесущие крейсеры, СССР забыл построить для них причалы.
В результате все корабли этого типа находились на рейде
военно-морских баз, безостановочно вырабатывая свой
моторесурс на обеспечение экипажей электричеством и горячей
водой. В обычных условиях все это подавалось бы с берега и
обеспечивало экономию топлива и продлевало жизнь бортового
оборудования и механизмов. Корабли старели на глазах, что и
определило их дальнейшую судьбу. ТАКР "Киев", "Минск" и
"Новороссийск" были сняты с вооружения и проданы на
металлолом. Точно такая же участь ждала и "Горшков", но, к
счастью, им, как более молодым и современным,
заинтересовалась Индия.
Лови момент
У Индии, фактически ставшей одной из главных военно-морских
держав Южной и Юго-Восточной Азии, всего один авианосец
"Вихран", купленный у Великобритании еще в 1957 году. Построен
он в 1946 году. По современным меркам он уже не только
староват, но и слабоват, размещенные не его борту 22
истребителя вертикального взлета "Харриер" были созданы в
1978 году и давно свое отслужили. Дели надеется построить еще
один авианосец по типу английского "Инвизибл".
Водоизмещением 19,5 тысячи тонн и с 14 вертолетами и
самолетами на борту "Си-Кинг" и "Си-Харриер". Проект этого
корабля также уходит в далекие 70-е. Пока корабля нет, Индия
готова обойтись российским ТАКР "Горшков". Тем более что и по
водоизмещению, и по вооружению он более мощный, да и
построен всего-то четверть века назад. Для военного корабля это
не возраст. Проблема в одном - для российского корабля нет
истребителей.
Сначала Дели предполагал, что на палубу "Горшкова" посадит
новые "Харриеры". Москва тут же предложила за индийские
деньги провести испытания и поставить в серию так и не
полетевший Як-141. Индусы подумали и отказались. Дорого. Да и
неизвестно, когда и чем закончилась бы подобная совместная
разработка.
Но компромисс был найден. После 10 лет переговоров,
согласования цены и вариантов модернизации Россия просто
решила подарить корпус авианесущего крейсера Индии.
Единственная альтернатива состояла в том, чтобы продать
крейсер по цене металлического лома... Ответный жест состоит в
том, что Дели согласится восстановить и модернизировать
корабль на российской верфи. Как бы там ни было, но и этот
вариант для Москвы выгоден.
В рамках согласованной сторонами модернизации "Горшкова"
решено, что на нем будет размещено авиакрыло из проигравших
битву за палубу "Кузнецова" истребителей МиГ-29К. Правда, их
посадка на ТАКР потребует кардинальной перестройки его
корпуса, в частности взлетно-посадочной палубы. Проект
перестройки уже готов. Его автором стало Невское
проектно-конструкторское бюро из Санкт-Петербурга,
предложившее полностью демонтировать носовые ракетные
комплексы "Горшкова" и установить взамен сквозную
взлетно-посадочную палубу с трамплином и аэрофинишером, как у
"Кузнецова". В результате, говорят в КБ, на модернизированный
"Горшков" можно будет сажать не только "МиГи", но и более
мощные палубные истребители марки "Су". Дело, как говорится, за
заказчиком.
Последний парад
В российском ВМФ относятся к факту передачи Индии
авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" без сожаления. Эпоха
океанского флота для России прошла. Современный российский
флот больше похож на прибрежную флотилию разнородных сил,
от случая к случаю выходящую в море. Последний авианесущий
крейсер "Адмирал Кузнецов" не был на боевой службе с 1995 года,
когда своим выходом в море лишил Северный флот годового
запаса топлива.
Как и его предшественники, "Кузнецов" несовершенен технически
и считался переходной моделью корабля - "плавучим
аэродромом" для подготовки строевых летчиков. Сегодня крейсер
не вылезает из ремонта, и вполне возможно, что также пойдет на
экспорт. Во всяком случае Китай уже купил его недостроенного
брата-близнеца - крейсер "Варяг". Не откажется и от готового
авианосца: переговоры о возможности продажи Пекину
истребителей марки "Су" палубного базирования уже ведутся...
Стоит ли продавать Индии "Адмирала Горшкова"?
Михаил ВОЛЖЕНСКИЙ, капитан первого ранга запаса:
- Конечно, стоит. У Китая уже есть три наших авианосца. У Индии
нет ни одного, нельзя допускать дисбаланс сил в регионе. Потому
что нет безопасности отдельного региона, есть безопасность
мировой цивилизации. Она основывается на балансе сил. Если
нет баланса сил - есть диктат. Я уверен, что продавать "Адмирала
Горшкова" надо как можно скорее. Этот корабль "сосет силы" у
нас, он очень дорог в техническом обслуживании. Кроме того, по
нему одновременно бегают в разные стороны полторы тысячи
мальчиков, которых тоже надо содержать.
Юрий БЫСТРОВ, вице-адмирал, член Клуба "Известий":
- Конечно, "Адмирала Горшкова" стоит продать, он нам не нужен.
Содержать его очень сложно и дорого. А в вооруженной борьбе
один авианесущий крейсер погоды не делает. Потому что,
во-первых, таких кораблей должно быть несколько. Во-вторых,
должна быть налажена система их обеспечения - оперативного,
тылового, социального. И несмотря на то, что "Адмирал Горшков" -
крейсер большой, это корабль действия прибрежного. Если он
пойдет в море - его там подводные лодки расстреляют, ему
необходимо воздушное прикрытие. Он уже устарел и не
представляет большой ценности.
Светлана КРЮЧКОВА, актриса:
- Не уверена, что это надо делать. У нас, по-моему, в последнее
время не все благополучно с армией и флотом. В такой ситуации
продавать корабли, мне кажется, глупо. С другой стороны, Индия
всегда была миролюбивым, неагрессивным государством, поэтому
скорее всего наш авианосец не будет угрожать нам, став
индийским.
Анатолий КОЛОДКИН, доктор юридических наук, президент
Российской ассоциации международного права, член Клуба
"Известий":
Alexej