|
От
|
Exeter
|
|
К
|
yaejom
|
|
Дата
|
14.01.2003 21:25:42
|
|
Рубрики
|
Современность; Флот;
|
|
О боевом применении ПЛ после ВМВ
Здравствуйте, уважаемый yaejom!
> Были ли еще случаи потопления боевых кораблей (надводных и ПЛ) подводными лодками после ВМВ войны за исключением известного уничтожения аргентинского крейсера "Адмирал Бельграно"? Были ли бои между ПЛ в каких-либо локальных конфликтах? Наконец, были ли случаи уничтожения ПЛ средствами ПЛО
Е:
Реально ПЛ (если не считать действий против Ирака и Югославии и англо-аргентинского конфликта) использовались в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 гг и в индо-пакистанской войне 1971 г.
В войне 1967 г Египет имел 14 ПЛ (5 пр.622, 8 пр.613, 1 малую пр.96). Реально три из них находились на позициях у израильского побережья, но ничего не добились. Израильтяне считают, что одна лодка пр.633 была повреждена 7 июня атакой глубинными бомбами эскортного миноносца "Хайфа".
Израильтяне имели реально к моменту начала войны 1967 г только две старые английские лодки типа "S" - "Танин" и "Рахав", причем "Рахав" по дряхлости не могла погружаться. "Танин" выходила к побережью Египта, где сперва высадила боевых пловцов 13-й флотилии для диверсии в порту Александрии (акция завершилась провалом), а затем произвела 6 июня неудачную атаку 4 торпедами египетского шлюпа "Эль Тарик", и была им повреждена ответной атакой глубинными бомбами, после чего была вынуждена вернуться в Хайфу (египтяне заявили о ее "потоплении"). Еще три английские лодки типа "Т" в 1967 г получались израильскими экипажами в Великобритании. "Левиафан" вышла из Англии 25 мая, но прибыла в Израиль только 12 июня, через день после окончания боевых действий. "Долфин" пришла только 5 марта 1968 г, а "Дакар" по пути в Израиль погибла 25 января 1968 г. Египтяне долгое время приписывали ее гибель себе, но в 1999 г корпус лодки был найден на дне в центральной части Средиземного моря, и стало окончательно ясно, что египтяне тут не при чем и что ПЛ погибла, вероятнее всего, в результате столкновения с крупным судном.
В войну 1973 г Египет имел 12 ПЛ (6 пр.633 и 6 пр.613), из которых 10 находились на Средиземном море, а две пр.613 - в Красном (остались там с 1967 г). Из "средиземноморских" лодок боеспособными были только 5, которые были заблаговременно развернуты на коммуникациях между Критом и Хайфой, но никаких успехов не добились. После того, как израильтяне загнали египетский флот в базы и стали бесчинствовать у египетского побережья, все эти 5 лодок были отозваны в базы, после чего переразвернуты на позициях у египетского побережья - видимо, с целью его обороны от израильских набегов. На этом поприще они тоже не имели никакого результата. Сами египтяне заявляли о якобы потоплении на этих позициях двух греческих торговых судов, но эти данные не имеют подтверждения.
Известно, что одна египетская лодка из этих пяти в 1973 г базировалась на ливийский порт Бенгази. В том же году Каддафи пытался использовать ее для атаки шедшего в Израиль лайнера "Куин Элизабет-II" с американскими евреями, но Садат эту акцию запретил.
В Красном море обе египетские ПЛ базировались на Порт-Судан в Судане и использовались вместе с двумя эсминцами пр.30бис для блокады Баб-эль-Мандебского пролива. Одна из этих ПЛ в первую ночь войны (с 6 на 7 октября) неудачно атаковала 2 или 3 торпедами проскочивший через пролив изральский танкер "Самсон" с грузом иранской нефти. "Самсон" благополучно прибыл в Эйлат, а в дальнейшем Израиль приостановил судоходство в свои красноморские порты, так что никакой "работы" у египетских ПЛ не было.
Израиль имел в 1973 г номинально только две старые ПЛ типа "Т", причем "Левиафан" имела по старости ограничения по глубине погружения, а "Долфин" вообще была фактически выведена из состава флота и находилась в частично демонтированном состоянии в сухом доке в Хайфе. "Левиафан", насколько можно судить, использовалась в конфликте только как транспортная ПЛ для доставки боевых пловцов - в частности, в удачном их рейде на Порт-Саид в ночь с 16 на 17 октября.
Индо-пакистанский конфликт 1971 г. Индия имела 4 ПЛ пр.И641, а Пакистан - старую американскую "Гази" (типа "Балао") и 3 новые французские типа "Дафнэ". Индийцы развернули три свои ПЛ для блокады пакистанского побережья в Аравийском море, а одну - в Бенгальском заливе, но никаких результатов не имели и вообще только один раз имели контакт с противником - в начале конфликта 5 декабря крейсер "Бабур" и 2 эсминца были обнаружены ПЛ, но лодка не успела выйти в атаку и была атакована эсминцами, подвергнувшими ее бомбометанию. Пакистанцы наблюдали масляные пятна на воде, на основании чего объявили о "потоплении или повреждении" ПЛ, но реально индийцы лодок не теряли.
Пакистанцы выдвинули свою старую ПЛ "Гази" для постановки мин у Вишакхапатнама в Бенгальском заливе, но при постановке она вечером 3 декабря погибла в результате взрыва оных мин. Возможно, взрыв был вызван атакой глубинными бомбами с индийского эсминца "Раджпут" за полтора часа до этого - в результате были повреждены предохранители мин.
Из новых паковских лодок "Мангро" была послана в Бенгальский залив для охоты за авианосцем "Викрант", но вечером 4 декабря во время выхода в атаку на индийскую АУГ не смогла удержать глубину, показала рубку, после чего была обстреляна из 114-мм артустановок фрегатом "Беас", получила сильные повреждения и была вынуждена уйти в Карачи. Две другие ПЛ оперировали в Аравийском море, где "Хангор" вечером 9 декабря тремя самонаводящимися акустическими торпедами потопила индийский фрегат "Кукри" (типа "Блэквуд"). Индийцы имели еще две атаки против "предположительных ПЛ" (фрегатами "Тришул" и "Кадмат" 5 декабря и "Кукри" 6 декабря), но без известных результатов.
> И второй вопрос:почему во время Фолклендского конфликта аргентинцы так слабо использовали свои ПЛ? Насколько понял, они их применяли в основном для транспортных перевозок. А они были вроде и не так уж плохи по тем временам.
Е:
У аргентинцев тогда были 4 ПЛ - две древние американские типа "Балао" ("Санта Фе" и "Сантьяго дель Эстеро") и две новые немецкого пр.209 ("Сальта" и "Сан Луис"). Обе "Балао" помимо полной устарелости были фактически небоеспособны - "Сантьяго дель Эстеро" вообще не могла погружаться, а "Санта Фе" имела серьезные ограничения по глубине погружения. "Санта Фе" поэтому использовалась как разведывательная и транспортная. Она сперва высадила на берег боевых пловцов у Порт-Стенли в ходе вторжения на Фолкленды 2 апреля. После возвращения в базу она была послана с транспортным рейсом на Южную Георгию, куда она прибыла 24 апреля, где на следующее утро и была успешно замочена коллективными усилиями английских вертолетов с подошедшей для возвращения Южной Георгии оперативной группы TU 317.9.
Из новых аргентинских лодок "Сальта" находилась в доке на ремонте, а ее экипаж был послан в ФРГ для приема строящейся головной лодки пр.TR1700. Поэтому единственной боеспособной ПЛ аргентинского флота реально была только "Сан Луис". Она, как известно, с 4 апреля по 13 мая оперировала у островов и в мае произвела три неудачные атаки против британских сил (1, 8 и 11 числа).
С уважением, Exeter