|
От
|
Владимир Старостин
|
|
К
|
Глеб Бараев
|
|
Дата
|
05.01.2003 11:16:22
|
|
Рубрики
|
1917-1939;
|
|
Re: большое спасибо и еще
день добрый
>Дело в том, что Дутов Оренбурга не брал.В город 3 июля вошли отряды войсковых старшин Красноярцева и Корноухова, а Дутов со своим отрядом явился лишь четыре дня спустя.
>Из-за какого-то конфликта в руководстве обороной Оренбурга отряд каширина ушел в Верхнеуральский округ. После этого Зиновьеву ничего не оставалось, как прорываться из города и наиболее удобным направлением прорыва была выбрана ташкентская железная дорога.
все-таки непонятно почему Зиновьев не принял бой. По Вацетису-Каширину у него было 6-7 тысяч штыков и 1-1,5 тысячи сабель. Похоже, что у казаков под Оренбургом сил было меньше если не на порядок, то в разы.
а что скажете о статье Лесевицкого:
"4-го марта через гор. Орск должен был пройти 11-й Уральский казачий полк, возвращавшийся с турецкого фронта, и так как уральские казаки не желали сдавать оружия, то полк обходил все большие города. По тем же соображениям полк не пошел на Оренбург, а намеревался миновать его, пройдя на 35 верст южнее. Но небольшой отряд Красной армии выступил из Оренбурга навстречу 11-му Уральскому полку с целью задержать и обезоружить его. Встретясь с уральцами, отряд Красной армии вступил с ними в перестрелку, но будучи много слабее уральцев, ни остановить, ни разоружить их не смог и вернулся в гор. Оренбург, все же преградив дорогу уральцам,—он заставил их изменить направление и двинуться на Орск. Орск—очень небольшой город, и 11-й Уральский казачий полк не рассчитывал встретить в нем противодействие. Из гор. Оренбурга телеграфировали в Орск о движении на Орск 11-го Уральского казачьего полка и предлагали принять меры к его разоружению. В Орске в то время было всего 70—80 красноармейцев, а II-й Уральский казачий полк имел 500 сабель при 4—5 пулеметах. Командование Орска решило послать в поселок Наборный делегацию для переговоров о сдаче полком оружия, но после понесенных в перестрелке под Оренбургом потерь, казаки были очень враждебно настроены к Советской власти и о сдаче оружия и слышать не хотели. (Почти все части уральского войска вернулись с оружием в руках). Орск, не имея сил разоружить полк, очень боялся пропустить его через город, в котором находилось много ненадежного и враждебно настроенного по отношению к Советской власти элемента (буржуазия, бывшее офицерство и т. д.). После долгих переговоров делегация и полк пришли к соглашению, что полк заходить в Орск не будет, а пройдет по станицам и поселкам мимо Орска.
К этому времени партизанские отряды, бродившие по станицам 1-го отдела, несколько усилились, начали связываться между собой и действовать совместно, хотя общего руководства и согласования их действий еще не было. 9-го марта партизанская сотня, рассчитывая на сочувствие казачьего населения Форштадта, произвела налет на гор. Оренбург и захватила форштадт. Телеграфное сообщение между Оренбургом и Орском было прервано. 9-го марта тов. М. Шарапов с отрядом в 250 красноармейцев выступил на выручку Оренбурга и 11 марта был в Оренбурге. Оказалось, что уже вечером 9-го марта захватившая Оренбург партизанская сотня, не будучи в силах удержать. в своих руках город, принуждена была бежать из него.
11-го числа была получена телеграмма из Орска, что станица Ново-Орская (35 верст восточное Орска) организует поход на Орск Для свержения Советской власти. Отряду Шарапова пришлось задержаться в гор. Оренбурге для получения оружия, и он смог вернуться в Орск только 17-го марта. Но у казаков не было согласия: старики желали свержения Советской власти, а фронтовики были за Советскую власть; поэтому поход на Орск не состоялся, а когда вернулся отряд Шарапова, то инициаторы похода настолько перепугались, что большинство их бежало; оставшиеся были арестованы, на станицу Ново-Орскую наложена контрибуция в 500 тысяч рублей и все огнестрельное оружие отобрано. К этому времени Дутов уже не мог спокойно сидеть в Верхне-Уральске, так как за ним начал охотиться конный отряд красного казака Николая Каширина (в отряде было очень много красных казаков). В конце марта в гор. Орске было получено от Н. Каширина из станицы Кизильской сообщение, что Дутов с отрядом силою в 500 сабель двигается на Орск и что Каширин его преследует. Из Верхне-Уральска Дутов принужден был уйти после неудачного для него боя с красными вблизи самого города. Орск стал лихорадочно готовиться к встрече Дутова, но Дутов на Орск не пошел, а переправившись через реку Орь в 80—100 верстах восточнее Орска, углубился в Тургяйские степи. Наступил самый разгар весенней распутицы, в Тургайских степях весною с разлитием рек прерывается всякое сообщение. Это спасло Дутова от преследования. Дутов сначала направился в район Иргиза, а в мае перебрался в Тургай, где оставался пассивным до половины июня. К этому времени движение белых, начатое и поддержанное чехо-словаками, широко разлилось по городам Сибири, Востока и Юго-Востока России всасывая в себя все недовольное Советской властью; в особенности сильно примкнуло к движению Уральское казачество (наиболее консервативное по своему укладу), уже решившее в начале марта 1918 года вступить в борьбу с Советской властью и только выжидавшее случая, когда это лучше всего сделать. Мелкие партизанские отряды уральцев и оренбуржцев стали действовать все с большей энергией и нахальством, портили железные дороги, нападали на поезда и в начале апреля решились произвести второй налет на Оренбург. В этот рае им даже удалось на несколько часов захватить центр города, но к вечеру все они принуждены были бежать из города. Все же партизанские отряды очень усилились и появились начальники, руководящие деятельностью нескольких отрядов, а к началу мая около Илецкого городка и Илецкой защиты образовались постоянные фронты.
В начале мая партизанские отряды прервали железнодорожное сообщение Орск—Оренбург, заняв несколько станций между Оренбургом и станцией Кувандык.
Станция Кувандык была занята отрядом Красной армии, из местных рабочих и крестьян, всего около 200 человек. Партизанские отряды белых в районе Орской железной дороги насчитывали от 500 до 600 человек. В половине мая из Орска на станцию Кувандык был послан отряд Красной армии в 800 человек; в станице Подгорной он встретился с партизанским отрядом противника, атаковал его, выбил из станицы и свободно прошел на Кувандык. Это было первое боевое крещение Орской Красной армии.
К концу мая из Верхне-Уральска в Орск прибыл отряд Н. Каширина силою около 700 человек для борьбы с партизанскими отрядами и уничтожения их.
Через 3—4 дня отряд Каширина выступил к Оренбургу и вместе с Орским отрядом вблизи Оренбурга атаковал партизан и взял в плен до 400 человек. Выдавшие подписку о неучастии в вооруженной борьбе против Советской власти были отпущены, остальные расстреляны. В первых числах июня до Орска дошли сведения о чехо-словапком движении и перевороте в гор. Самаре. Положение в Орске становилось все тяжелее; первый и второй отделы Оренбургского казачьего войска объявили мобилизацию, партизанские отряды сформировались в полки и дивизии.
Все это время наблюдение за Дутовым не прекращалось, и стало известно, что в половине июня он со своим отрядом выступил на Оренбург. Для движения на Оренбург им было разработано три варианта:
1-й—Выйти на Ташкентскую железную дорогу, заняв станцию Челкар, и, разрушив на большом протяжении железную дорогу (для обеспечения своего тыла), двинуться вдоль железнодорожной линии через Актюбинск на Оренбург.
2-й вариант.—Заняв гор. Орск, двигаясь вниз по реке Уралу и подняв на своем пути все казачье население, идти на Оренбург.
3-й вариант.—Двигаться кратчайшим путем между Орском и Актюбинском и присоединить на своем пути к Оренбургу все действующие в этом' районе партизанские отряды.
Первые два варианта были сопряжены с некоторым риском, хотя силы красных в этих районах были небольшие, так как все, что можно, было выслано на Оренбургский фронт. Актюбинск был занят всего 200 человек, Орск—400 человек при 2-х пулеметах.
Дутов имел в своем распоряжении около 600 человек самого отчаянного народа и 4 или 5 пулеметов. Хотя в Орске число бойцов было больше, чем в Актюбинске, но защищать город, имеющий около 15 верст в окружности, с 300—400 человек дело весьма не легкое, тем более, что отряд Дутова был конный и в самом городе было много сочувствующих и готовых помочь ему.
Силы и расположение красных были очень хорошо известны Дутову, и самый правильный и верный путь был для него на Орск; но Дутов, с одной стороны, боялся и не желал рисковать, с другой стороны, он очень спешил в Оренбург, отлично учитывая, что Оренбург в самом близком будущем попадет в руки белых и что ему необходимо быть там, иначе власть ускользнет из его рук. Поэтому Дутов для своего движения выбрал третий вариант.
27 июня Дутов занял поселок Кустопейский (в 70 верстах к югу от Орска по дороге Актюбинск—Орск), оттуда повернул на Урал и 30 июня занял станицу Ильинскую. На рассвете 1-го июля Дутов сделал налет на ст. Кувандык. На станции в это время было около 130 вооруженных рабочих. Орск имел точные сведения о всех движениях Дутова и предупредил Кувандык по телеграфу. Предполагали что на станицу Ильинскую будет выслана разведка и будут приняты меры для защиты Кувандыка, но, благодаря преступной беспечности начальника и дежурного по отряду, Дутов почти без выстрела занял станицу Кувандык. Отряд, не ожидавший нападения, оказался распыленным на отдельные группы в 5—10 человек, засел за постройки и открыл по белым огонь. Когда израсходовали все патроны, они стали легкой добычей белых. К 10 часам утра одними убитыми было больше 30 человек.
Необходимо познакомиться, что делалось за это время в городе Оренбурге.
После падения Бузулука в конце июня было решено эвакуировать Оренбург. Эвакуация началась 30 июня и закончилась 2 июля. Главные силы города Оренбурга вместе с частями, действовавшими на Бузулукском направлении, были направлены по Ташкентской железной дороге в район города Актюбинска, отряды Николая Каширина и Блюхера отошли к Красной Мечети. В Орск по железной дороге-двумя эшелонами были направлены 200 человек кавалерии, 400 чел. пехоты и 1 батальон Оренбургского рабочего полка (около 500 штыков) при двух орудиях. Белые пустили навстречу эшелонам пустой паровоз, который врезался в первый эшелон. Выгрузившись из поездов, красные повели наступление, выбили белых со станции, и те в большом беспорядке отступили к станице Ильинской, бросив на своем пути много оседланных лошадей, повозок и пулемет.
В ночь с 2-го на 3-е июля Оренбург был занят 1-м Оренбургским казачьим полком, 4-го июля Дутов торжественно въехал в Оренбург, где и основал резиденцию."
http://www.volk59.narod.ru