От Геннадий Ответить на сообщение
К Игорь Куртуков Ответить по почте
Дата 08.01.2003 00:57:59 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Re: Именно тогда...

Добрый вечер!

>Я вобщем немного о другом - линкоры ЧФ и так решили свою часть задачи - обеспечил господство на море. Для эксплуатации этого господства (напр. для ведения десантной операции) нужны корабли других классов - транспорты, тральщики и т.п. Поэтому можно полагать, что дредноутов на ЧФ было построено вполне достаточно, даже может больше чем надо.
Кораблей для десанта полагаю также хватало. Но ведь линкоры-то появились уже в ходе войны. А если бы были в строю ДО начала - это м.б. позволило бы сразу вывести Турцию из войны быстрым броском к Босфору. (Но боюсь, у тогдашнего руководства не хватило бы решимости. Потому что и существующим флотом возможность была - а не стали)

>>Но что-то неправильное видится мне (хотя вряд ли смогу внятно обосновать) в рассуждениях о том, что, дескать, флот не нужен, потому что экономически неэффективен.
>
>Флот является инструментом политики. Нужность, эффективность и требуемый состав флота и определяется тем, какая политика считается отвечающей национальным интересам.

>Овладение Балтийским и Черным морями проводилось из интересов обеспечения свободной торговли с Европой. В этих интересах в течении XVIII века были заняты берега, построены базы и флот обеспечивающий господство на указанных морях в услових конфликта с любым прибалтийским или причерноморским государством.

>Российская политика, как искусство возможного, не ставила тогда себе целью обеспечить стране свободу заморской торговли или колонизацию заморских территорий.

>К началу XX века, в связи с ростом экономической мощи Германии, обеспечение господства на Балтике сделалсь труднодостижимым и несоразмерным необходимым затратам.

Но вот с затратами у нас - странности. Сколько помню, на флот Россия тратила (в 1913) 250 млн. руб. Пусть 4\5 на содержание - остаток, 50 млн. - на постройку 50 тыс. т водоизмещения. Значит, либо программу начали слишком поздно - либо войну слишком рано

>Поэтому строительство "наступательного" флота на Балтике было в той обстановке непозволительной роскошью. Господство на Черном море было вполне обеспечено наличными силами флота (с учетом строящихся).

>В ходе Второй Мировой войны стало ясно, что на малых акваториях, типа Балтики или Черного моря, на море господствует тот, кто господствует в воздухе. И вопрос с нужностью "большого флота", т.е. флота завоевания господства на море, на этих морях решился в пользу ненужности.
Согласен. Возможно уже тогда (на Балтике во всяком случае) начинать следовало не с линейных, а с минных сил (подлодок и эсминцев) плюс эскадры "Муромцев". Но для этого нужно было обладать даром предвидения (что в истории имхо не такая уж редкость, как принято думать)

>Нужность / ненужность океанского флота - вопрос иной, опять-таки связаный с политикой. Океанский флот - инструмент весьма специфической политики, и нужно сперва выяснить отвечает ли такая политика национальным интересам. Что и предрешит ответ на вопрос о флоте.

На мой взгляд - отвечает. И флот для решения этой задачи - океанский флот - нужен был не к 1914, а к началу века. И базы - Мурманск и Дальний Восток. Отчего флот (в общем достаточно большой) таким не оказался - я теряюсь...

С уважением
Геннадий