|
От
|
Алексей Мелия
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
18.12.2002 10:34:51
|
|
Рубрики
|
Современность; Политек;
|
|
Идеология и преподование истории
Алексей Мелия
«Давайте вместе размышлять над нашим прошлым, чтобы смелее идти по пути к демократическому, гуманному, созидательному обществу» Островский В.П. Старцев В.И. Старков В.А. Смирнов Г.М. Учеб. Для 11 кл. ср. шк. М., 1992 С.4
Можно ли при преподавании истории и в частности при написании учебники избежать "иделогизированности"?
По моему сделать этого неважно и вопрос лишь в том насколько эта идеология будит видна с первого взгляда.
Уже сам выбор объекта изложения во многом является идеологическим. Например, изучение истории именно своей страны, это идеологический выбор, заложенный в школьную программу. В рамках этого выбора можно показать историю функционирования больших социальных систем, а можно излагать "структуры повседневности".
Последний подход, постепенно набирающий обороты несет огромную идеологическую нагрузку.
Профессиональный историк, изучающий узкую тему делает этот выбор для себя, автор учебника делает этот выбор, в том числе и
за учащегося.
Кроме этого идеология выступает в роли своего рода костыля, ходить без которого затруднительно. Как для автора учебника, так и для историка. И происходит это, прежде всего потому, что историки очень мало знают, а то, что знают плохо понимают. А как оформлять свои домыслы в виде идеологических лозунгов или как предположения автора, которые лишь частично подтверждены известными фактами, вопрос скорее стиля, чем сути.
http://www.military-economic.ru