От CANIS AUREUS Ответить на сообщение
К CANIS AUREUS Ответить по почте
Дата 19.12.2002 11:10:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Re: Еще до кучи. Ну больно клево

Что же касается другого стремления народа - вновь обрести утраченную
свободу, то, не имея возможности его удовлетворить, государь должен выяснить,
какие причины побуждают народ стремиться к свободе. Он обнаружит, что небольшая
часть народа желает быть свободной, дабы властвовать; все же остальные, а их
подавляющее большинство, стремятся к свободе ради своей безопасности.




Возьмем город совершенно развращенный, дабы увидеть наибольшее
нагромождение рассматриваемых трудностей: в нем не существует ни законов, ни
порядков, способных обуздать всеобщую испорченность. Ибо как добрые нравы, для
того чтобы сохраниться, нуждаются в законах, точно так же и законы, для того
чтобы они соблюдались, нуждаются в добрых нравах. Кроме того, порядки и законы,
установленные в республике в пору ее возникновения, когда люди были добрыми,
оказываются неуместными впоследствии, когда люди делаются порочными. Но если
законы в городе меняются в зависимости от обстоятельств, то порядки его не
меняются никогда или меняются крайне редко. Вследствие сего одних новых законов
еще недостаточно, ибо их ослабляют нерушимые порядки.



Из всего вышесказанного следует, что в развращенных городах сохранить
республику или же создать ее - дело трудное, а то и совсем невозможное. А ежели
все-таки ее в них пришлось бы создавать или поддерживать, то тогда необходимо
было бы ввести в ней режим скорее монархический, нежели демократический, с тем
чтобы те самые люди, которые по причине их наглости не могут быть исправлены
законами, в какой-то мере обуздывались властью как бы царской. Стремиться
сделать их добрыми иными путями было бы делом крайне жестоким или же вовсе
невозможным, как я уже говорил раньше, ссылаясь на опыт Клеомена. Он, дабы
одному обладать властью, убил Эфоров. По той же причине Ромул убил брата и Тита
Тация Сабина. И хотя и Ромул, и Клеомен впоследствии хорошо использовали свою
власть, я тем не менее не могу не отметить, что оба они не имели дела с
материалом, испорченным той развращенностью, о которой мы рассуждали в этой
главе. Поэтому они смогли проявить волю и, пожелав, довести до конца свои
замыслы.