|
От
|
yaejom
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
10.12.2002 11:52:33
|
|
Рубрики
|
Древняя история;
|
|
Древний китайский мыслитель об общечеловеках
"Среди аргументов в защиту исключительно оборонительных войн нет такого, который не брал бы под защиту беспутство и не был бы на руку неверности. Нет большего зла, чем защита беспутства и попустительство неверности, для народа Поднебесной. Такого рода защитники и попустительствующие в лучшем случае действуют словом, но затем могут прибегнуть и к оружию.
Если желают убедить словом, стараются привлечь на свою сторону большинство. Ивот дни и ночи напролет размышляют только об этом, утруждают сердце, напрягают мозг. Встав, бормочут об этом, ложась спать, видят это во сне. Иссущают губы и легкие, растрачивают душевные силы и ранят себе душу. Ищут подтверждения своим мыслям в деяниях трех властителей и пяти предков, выискивают подтверждения своим делам в замыслах пяти бо, знаменитых героев. Поутру собирают совет и расходятся поздней ночью, проводя время в попытках переубедить сторонников войны, не жалея доводов и слов, стараясь разъяснить свое дао врагу.
Но дао приходит конец, слова иссякают,а покорности не видно; посему остается лишь обратиться к оружию.Когда же обращаются к оружию, всегда торжествует природа борьбы, состоящая в том, что надо убивать. А это есть убийство невинных, вынужденных защищать утративших дао и забывших долг. НО СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ УТРАТИВШИМ ДАО И ЗАБЫВШИМ ДОЛГ БЫЛО БЫ ПРОДЛЕНИЕМ СТРАДАНИЙ ПОДНЕБЕСНОЙ И ОТСРОЧКОЙ ЕЕ БЛАГОУСТРОЕНИЯ. Хотя бы и были счастливые знамения, зло все же будет расти."
Это цитата из "Люй Ши Чунцю", китайского классического труда 3 в. до н.э., написанного крупным китайским мыслителем и государственным деятелем Лю Бувэем.
Представляете, произнести это в качестве речи на ассамблее ПАСЕ в ответ на булькание какого-нибудь Джадда?
С уважением,
Василий