От Dvornik Ответить на сообщение
К juic Ответить по почте
Дата 10.12.2002 15:35:18 Найти в дереве
Рубрики WWI; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: пять копеек (+)

не претендуя на звание "знающего 41 год", все-таки попробую немного откомментировать:

>Schwarzertod wrote:
> Авиацию на аэродромах сожгли, вы разве об этом не знаете? Более 3.000 самолётов в первые налёты. А дальше избиение проспавших. Только и всего. .

По имеющимся источникам, такой цифрой не оперирует никто. Максимальные цифры из более-менее документально подкрепленных выдают немцы - 322 советских самолета сбито в воздухе и 1489 уничтожены на земле. Причем судя по всему, подсчет уничтоженных на земле велся после захвата аэродромов, так что точность его осталяет желать лучшего. Официальные данные шатба ВВС были 1136. В позднейшей истории ходит известная цифра 1200 всего, из них 800 - на аэродромах.
И ко второй части заявления: избиение проспавших предполагает окончательный разгром остатков. Однако во-первых, уничтожение самолета на земле приводит к небольшим людским потерям, что не так плохо, как уничтожение самолета в воздухе с потерей экпиажа. Во-вторых, общая численность советских ВВС в западных округах была много больше уничтоженных в первый день войны и 63 безвозвратно потерянных самолета немцев за первый день войны (ссылка на франкфурсткий Бундесархив) этому доказательство. Более того, по мере преодоления растерянности и бардака, наши ВВС все активнее себя вели, несмотря на гигантские потери. К 5 июля потери немцев 807 самолетов.

>Д.Ч.* А вот и нет. Враки совдеповские чтобы свою дурь прикрыть и бьездарность. Сожгли мол нас убогих в первые часы вероломно! Не на чем летать стало, т-щ Сталин! а то бы мы им! Мы-ста!

Нехорошее высказывание об умерших и погибших. Не буду комментировать, но в мемуарах такого никогда не встречал.

>А вот что было на самом деле (ЮЗФ)

Далее идет голословное жонглирование какими-то цифрами, рассмотрим подробнее.

>Авиация КОВО и ОдВО практически не пострадала от воздушного блицкрига немцев 22 июня. Потери на земле на аэродромах составили всего 180 машин. При том что к 22 июня в этих округах дислоцировались 85 авиаполков из имеющихся в РККА 218 - 180 аэродромов в пределах 300 км от границы, всего 3720 самолетов против 835 самолетов Люфтваффе и румын.

Бог с ними, с аэродромами, хотя там учтены и запасные, и резервные и т.п.
По данным rkka.ru (Источник: "Советская авиация в ВОВ в цифрах",1962
Архив МО, ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1), лл.116-153, 170-207) на 01 июня состав ВВС округов:
ОдВО - 962 самолетов/164 неисправных 827 экипажей/482 одновременно может подняться в воздух
КОВО - 1901 всего/227 в т.ч неисправных
1682 экипажей/1227 может подняться
Всего 2863 из них исправно 2472.

>Далее за 22 июня - 7 июля авиация ЮЗФ

ОдВО и КОВО и ЮЗФ не есть тождественные понятия.
согласно ДОКЛАДУ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ КРАСНОЙ АРМИИ ОТ 21 АВГУСТА 1941 г.
О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22 ИЮНЯ ПО 10 АВГУСТА 1941 г. (опять таки http://www.rkka.ru/docs/vvs_yuzf_06-08-1941.htm)
на 22.06.1941. в составе ВВС ЮЗФ было 2003 самолета и 1865 экипажей.

>потеряла 354 самолета сбитыми и уничтоженными на земле, 225 машин было повреждено, 209 поломалось. И ва итоге в ВВС фронта осталось ... 359 (!)

согласно тому же Докладу за 22, 23 и 24 июня 237 самолетов потеряно на аэродромах в результате налета противника. А всего на 10 августа в результате налетов противника на аэродромы потеряно 348 машин.
при катастрофах и авариях потеряно 242 машины.
всего потеряно 1862 машины.
данных на пополнения и наличный состав нет.

> А где остальные 2900 машин? А ведь в воздухе их никто не видел - все все абсолютно мемуаристы в один голос воют на отсутствие нашей авиации в небе и зверства Люфтваффе..

совершенно голословное утверждение.
Согласно тому же докладу, за период с 22.06. по 10.08. летчиками ЮЗФ совершено 36 780 самолето-вылетов.

Достаточно негативно настроенный Швабедиссен ("Сталинские соколы. Анализ...", http://militera.lib.ru/research/schwabedissen/) пишет: "Русские ВВС своей упорной решительностью и гигантскими жертвами (напомним о попытках таранить немецкие бомбардировщики) смогли предотвратить свое полное уничтожение и заложить предпосылки, сделавшие возможным их последующее возрождение."
"В воздушных боях советские летчики показали себя агрессивными, храбрыми, однако часто действовали опрометчиво и прямолинейно, им недоставало гибкости."

"Всего с 22 июня по 21 сентября советская авиация, по неполным данным, уничтожила в воздухе и на аэродромах 3851 самолет противника" - "1941 год — уроки и выводы. "- М.: Воениздат, 1992 (militera.lib.ru/h/1941/index.html)

>где ж соколики сталинские? И железо? Тю-тю... никто не знает и нет ответа...

Вообще-то полных и непротиворечивых данных по потерям и состоянию ВВС нет и по Германии, вопрос просто очень емкий и непростой.
Если же говорить о потерях советских ВВС, то они в целом известны:
"По неполным данным, потери ВВС фронтов и ДБА ВГК к 30 сентября 1941 г. составляли 8166 самолетов. Это почти столько, сколько они имели на 22 июня 1941 г. (96%)." - "1941 год - уроки и выводы"

>Для сведения про "воздушный блицкриг": в 3.15 утра 22 июня немецкие ВВС нанесли внезапный удар по 31 советскому аэродрому. Еще раз медленно - по тридцати одному.

>На одном ЮЗФ было 180 аэродромов...Всего в этот день атаке подверглось 66 аэродромов. По немецким данным (то есть преувеличенным на 10-15% как показали послевоенные подсчеты - однако высокая точность фронтовых сводок у немцев! У США разница сообщенных потерь противника и реальных по опыту кампаний в Югославии и Ираке - в 10 раз!) - так вот, по немецким данным, в этих налетах 22 июня было уничтоэжено на земле 1489 и сбито в воздухе 322. Люфтваффе потеряли 35 самолетов сбитыми и около 100 поврежденными.

"Однако относиться к нему следует критически, т.к. оказалось, что к составлению сводки по 22 июня "приложило руку" ведомство доктора Геббельса. Летом 1944 г. в советский плен попал л-нт X. Штайн из роты пропаганды люфтваффе, который рассказал, что, получив данные из авиакорпусов, их обработали необычным образом. Если, например, один из корпусов потерял 35 самолетов, другой - 12, а третий, скажем, 10, то в сводке сообщалась суммарное число потерь 35." -НАЧАЛО ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ http://uvika.dn.ua/av/BATTLE/OST_FRONT/of_Vtorgenie-3.htm

>Всего у СССР на западной границе было 22 июня 10 743 самолета против 4846 немецких (Мельтюхов, С.478). Ну и где остальные?

При всем уважении к Мельтюхову, есть и другие цифры. Хотя, надо говорится, общей картины они не меняют.
"По данным последних мирных дней, в боях на западной границе могли принять участие 7133 советских самолета пяти общевойсковых округов, 1339 самолетов дальнебомбардировочной авиации (базировавшихся в европейской части СССР) и 1445 боевых машин ВВС Черноморского, Балтийского и Северного флотов. На 22 июня в совокупности советская авиация располагала в приграничной зоне 9917 самолетами (не считая вспомогательной авиации)." -
НАЧАЛО ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ

>К 10 июля 1941 г. СССР потерял более 4 000 самолетов.

"Для оценки убыли материальной части советских ВВС сравним наличие самолетов на 22 июня и два дня спустя. Оказывается, что на Северо-Западном направлении количество боевых машин сократилось на 973 на Западном направлении - на 1497 и на Юго-Западном - на 1452. Итого 3922."
НАЧАЛО ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ

"Всего же с 22 по 30 июня 1941 года наши потери в авиации составили 2548 самолетов. " - НВО#43 от 6 декабря 2002 года "ВСЕ НАЧАЛОСЬ С АВИАУДАРОВ"
http://nvo.ng.ru/history/2001-06-22/1_avia.html

есть и ещё цифры. Но потери очень сильно расходятся, одним словом.

>Германия - 826 машин. С учетом производства все равно у нас должно было оставаться подавляющее численное превосходство в воздухе - а в реальности все было с точностью до наоборот.

просьба указать источники, где утверждается, что численное превосходство перешло к немцам.

У меня другие данные:

"Итак, в течение тех первых дней кампании военно-воздушные силы русских вынуждены были только защищаться, что, естественно, привело к господству немцев в воздухе в течение всего 1941 г. Даже численное превосходство русских в самолетах не могло изменить сложившуюся ситуацию. " - Швабедиссен, "Сталинские соколы"

"Несмотря на огромные потери авиации приграничных округов, фашистским ВВС не удалось, как это было на Западе в 1939 — 1941 гг., полностью разгромить советские ВВС. В июле — сентябре 1941 г. заводы Наркомата авиационной промышленности СССР дали фронту 4517 боевых самолетов. До 1 августа в состав ВВС действующей армии из внутренних военных округов, Закавказья, с Дальнего Востока было переброшено 15 авиадивизий. " - "1941 - уроки и выводы"

>И вот этот вопрос - где самолеты? - меня весьма занимает. Ладно, танки были поломаные и их бросили. А самолеты?

Цитата: "Например, в 64-й ИАД из имевшихся 64 МиГ-3, 175 И-16 и' И-153 (без учета формирующихся 246-го и 247-го ИАПов) в боях погибли 5 самолетов и 75 получили разной степени повреждения на аэродромах. Еще три-четыре истребителя получили различные поломки, но в строю к 23 июня осталось менее сотни машин. Для обозначения этого парадоксального явления тогда возник даже термин "неучтенная убыль". Согласно отчету, составленному работником штаба ВВС Красной Армии п-ком И.Ф.Ивановым, к 31 июля 1941 г. такие потери составили 5240 (!) самолетов, или более половины общих потерь. Особенно много боевых машин оказалось списано по этой графе в первые дни войны; по мере наведения порядка неучтенная убыль значительно сократилась." - НАЧАЛО ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ

> Немцы не сообща.ют о большом количестве захваченных трофейных машин. Про танки - да, а про самолеты - нет.

характерная цитата:"Во время отступления, в первый год кампании, русским, как правило, удавалось эвакуировать ценные материалы и оборудование. Это стало возможно благодаря безжалостной эксплуатации гражданского населения, а, частично, и тому, что на аэродромах не было больших запасов материалов, оборудования и запчастей. Естественно, когда аэродромы приходилось в спешке покидать, там оставалась техника и другие материалы, но все это представляло собой разбитые самолеты и другой ненужный хлам." - Швабедиссен, "сталинские соколы".

Никому не нужны были поврежденные (пусть даже и малоповрежденные) советские самолеты в условиях господства Люфтваффе в воздухе.

А если на основной вопрос - куда делись самолеты, то мне кажется, побросали их. При ускоренном отступлении, при разорванных смычках с ремонтными базами, недостатком автотранспорта, постоянными потерями обслуживающего оборудования, недостатка запчастей (из-за потерь баз), отставанием наземных частей за ускоренным перебазированием мало-мальская проблема могла обездвижить машину и как следствие - оставление её, при возможности, сделав непригодной к дальнейшему использованию. Похожая ситуация, как мне кажется, была в 42 под сталинградом. И тоже привела к тотальной "безлошадности" авиачастей. Но там, конечно, ситуация была немного легче.

Надеюсь, немного помог.
Brgds,
Dvornik